nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Тантра: согласование видения опыта с личными особенностями



Не следует думать, что видение опыта бывает только у тех, кто целыми днями медитирует. Видению опыта достаточно секунды, чтобы возникнуть. И нельзя сказать, чтобы это случалось только во время ретритов. Видение опыта может настигнуть нас и тогда, когда мы заняты своими обычными повседневными делами. Но если мы будем учиться, думать и медитировать, то видению опыта будет проще развиться.

Большинство из нас только тогда принимает учение полностью, когда основательно его обдумает, а после этого проверит в реальной жизни. И из всего обилия услышанного для проверки мы выбираем обычно только несколько вещей, а потом более всего ценим те, которые у нас сработали. ...Когда учения полностью интегрированы в жизнь, мы уже не нуждаемся в том, чтобы они были совершенно ясны нам на уровне логики. У нас и без этого получается их придерживаться. И заниматься убеждением окружающих в истинности учений нам тоже больше не нужно, потому что мы и так в ней уверены. В нашем сердце нет никакой неудовлетворённости. Таким образом видение опыта работает в отношении учений.

Сказано, что когда человек объясняет учение с позиции интеллекта, то это объяснение не таково, как то, которое даётся с опорой на личные достижения в медитации. Помните, что многие учения были даны Буддой отнюдь не в форме ясно структурированной лекции, а большую часть времени он вообще молчал. Что до его общения с учениками, то оно в основном происходило не на словах, а на более тонком уровне. На самом деле, реальная необходимость в обильном использовании речи существует только для грубой человеческой коммуникации. Для истинного общения слова не обязательны. И на тонком уровне люди очень много взаимодействуют между собой – независимо от того, религиозны они или нет.

Когда начинающий по какой-то причине день или неделю не практикует, то затем ему может потребоваться некоторое время, чтобы вернуться к уже достигнутому уровню. В основном это бывает связано с тем, что человек нетерпимо относится к пропускам практики, не может простить их себе. Но когда мы достигаем определённой духовной зрелости, то начинаем понимать, что пропустить что-либо невозможно, потому что не существует объекта потери.

Видение опыта у медитирующих проходит в своём развитии пять уровней. Первое, что бросается в глаза практически любому человеку, когда он начинает заниматься какой-либо медитацией, – это то, что его сознание переполнено мыслями. ...Это очень ценная стадия. Не то что бы тут происходило какое-то выдающееся осознание – всё-таки мысли воспринимаются здесь как нечто внешнее, – но тем не менее, это очень важный этап. Здесь мы имеем прекрасный наглядный пример работы нечистого видения. Как правило, мы не отождествляемся со своими мыслями. Они нам кажутся отдельными, существующими независимо от нас объектами. Обнаружив в себе множество мыслей, большинство медитирующих затем усиленно пытается вернуть своё внимание к объекту медитации. На этом этапе они ещё не осознают, что этот объект есть не более чем опорная точка, которая нужна не ради самой себя, но ради отвлечений, возникающих в связи с ней. Как бы много для нас ни значил наш объект медитации, большую часть времени наше внимание будет обращено не к нему, а к тем самым отвлечениям, от которых начинающим так хочется избавиться. И тут у нас возникает вопрос: а что с этими отвлечениями делать? Если медитирующий достаточно опытен и получал соответствующие наставления, то он постепенно отучает себя от того, чтобы воспринимать мысли как нечто внешнее по отношению к себе. Но чтобы осознать мысли нераздельными с собой, иметь подробные наставления по этому поводу недостаточно. Мы проведём очень много времени на коврике для медитации, прежде чем эта нераздельность станет для нас очевидной.

Будет такой момент, когда ...наша концентрация стала лучше, и поток отвлекающих мыслей, прежде такой бурный, теперь заметно мелеет. У нас даже может возникнуть некоторая эйфория. Это уже второй уровень видения опыта – «истощение мыслей». Мы ещё не осознали, что мысли являются частью нас; сейчас они представляются нам независимыми сущностями, которыми мы понемногу учимся управлять. Но поскольку теперь мысли возникают нечасто, то мы начинаем спрашивать себя, а были ли вообще когда-нибудь внешние по отношению к нам мысли. И постепенно понимаем, что не было. В этот момент мы начинаем переходить от изучения воспринимаемого к изучению воспринимающего.

Практикующий становится более созерцательным, поскольку теперь он больше наблюдает за собой, чем за своими мыслями. И в результате на какое-то время мысли исчезают полностью. Это третий уровень видения опыта – «уничтожение мыслей». «Наконец-то я избавился от мыслей! – думает практикующий, дойдя до этого этапа. – Вот теперь-то в моей медитации начнётся настоящий прогресс!» Он начинает испытывать экстаз во время медитации. И как следствие, оставляет усилия и расслабляется. Ему кажется, что он подошёл к концу пути и теперь вполне может отдохнуть. Но это ощущение обманчиво. Когда все мысли внезапно исчезают, расслабляться на самом деле не следует. Это уловка мыслей, и если мы на неё попадаемся и позволяем себе расслабиться, то мысли из ничего вдруг возникают снова, и в огромном количестве. Неожиданный наплыв мыслей нас встряхивает, мы сосредотачиваемся на них, но как только мы это делаем, они опять исчезают. Если медитирующий достаточно зрел, то в этот момент он понимает, что мысли не обладают собственной сущностью, а являются частью ума и по природе своей преходящи. Мысли на этом этапе обычно очень образные, эмоционально насыщенные. Мы можем даже расплакаться из-за какой-то из них. Это связано с тем, что в это время мы вносим серьёзные коррективы в привычный ход мышления, и мысли пытаются течь вместе с нашей энергией, следуя по системе каналов, но мы блокируем их активность. И как результат – становимся очень эмоциональными.

На четвёртом уровне нам ещё трудно отождествиться со своими мыслями, но и внешними по отношению к себе мы их уже не считаем. Мысли то наступают на нас, то отходят. ...Поведение мыслей напоминает в это время волны на поверхности океана. Это так и называется – «опыт океана с волнами». Нам хочется пребывать в глубокой, как океанская бездна, концентрации, но мы не можем остановить волны – не можем удержать состояние покоя. На этом этапе мы ещё уверены, что от волн можно как-то избавиться. Мы не способны принять их как часть океана. Возникая как бы ниоткуда, в наш ум просачиваются чувства печали и одиночества, – это к нам возвращается то, что мы постоянно переживали, но с чем не разбирались как следует.

...Пока мы продолжаем рассматривать отвлечения как нечто внешнее и нежелательное, отвлечения остаются для нас проблемой. Мы поступим более здраво, если будем рассматривать их как попытки дезактивироваться, предпринимаемые нашей обыденной личностью. Поскольку прежде мы её никогда не отключали, то теперь, когда мы начинаем делать это впервые, она дёргается, как машина, которой резко нажали на торомоза. Всё содержимое летит со своих мест, пассажиры по инерции продолжают двигаться вперёд и не сразу замечают, что машина уже остановилась.

На этом этапе у нас всё ещё присутствуют загрязнения восприятия, хотя видение опыта уже подталкивает их к трансформации. Это как с пробуждением от кошмарного сна: мы знаем, что на самом деле ничего не произошло, но у нас всё равно остаётся неприятный осадок. И вот мы продходим к пятой стадии – той, на которой медитирующий уже не проводит различий между волнами и океаном. Сам океан не замечает, что на его поверхности есть волны, – это люди обращают на них внимание, потому что они хотят, чтобы океан был спокойным. Но если не присваивать явлениям статуса глобальных проблем, то они и не будут восприниматься как проблемы. Вот тут наступает момент, когда медитирующий распознаёт в отвлечениях и мыслях себя самого. И дальше он уже не мешает рождаться мыслям, а рассматривает себя через них. Медитируя, он постепенно дезактивирует свою старую личность. К тому моменту личностей у медитирующего оказывается две – старое, привычное «я» и «я» практикующего йогина. И личности эти довольно сильно отличаются друг от друга. ...Трансформация сознания, которая осуществляется в медитации, также происходит на уровне глубокого транса. И если человек не имеет опыта пребывания в четырёх дхьянах, то старая личность остаётся скрытой от него, осложняя продвижение по этим пяти стадиям.

Разворачивание пяти уровней видения опыта необязательно происходит в рамках одной сессии, и не всегда оно строго последовательно. Мы можем, например, периодически попадать сразу на третий уровень, не проходя перед этим ни первого, ни второго. Имея за плечами годы медитативной практики, мы можем вообще не сталкиваться с первыми тремя уровнями, а постоянно находиться на четвёртом и пятом. А бывает, что человеку удаётся доходить до четвёртого и пятого уровня, но он всё равно иногда застревает на первом. И это не значит, что он регрессирует. Просто ему сковывает ум обыденное восприятие...

На пятом этапе видения опыта реализуется девятый уровень медитации шаматхи, а это уже основа для развития випашьяны. К этому моменту в уме не остаётся ничего, что могло бы вызвать отклик у «я». Ум ничем не захватывается, объекты перестают быть притягательными для него, и теперь мы можем полностью сосредоточиться на том, что нам нужно. Мы опустошили личность и почти осознаём бессамостность, мы способны пребывать в трансе, входить в четыре дхьяны. Но если у нас до сих пор нет махаянской установки, и мы используем видение опыта только для того, чтобы освободиться самим, то наше достижение будет довольно скромным. Мы просто попадём в «ловушку устранения самости».

Согласно учению Махаяны, уровней просветления, или бхуми, существует десять. Возможность их реализации появляется после достижения випашьяны. Вступление на первую бхуми, собственно, и происходит при получении опыта випашьяны, когда практикующий осознаёт бессамостность. ...Если у человека недостаточно заслуг и мудрости, то он здесь увязает и дальше не движется.

Видение опыта – это не только осознавание того, что сансара на самом деле не является сансарой, но также осознавание того, что субъект, воспринимающий сансару, не существует. А раз личности нет, значит все её внутренние богатства ничего не стоят? Дойдя до этой мысли, большинство людей оказывается в состоянии шока: они не знают, что с этим делать. Именно поэтому многие школы настаивают на том, что учение должно изучаться в строго определённом порядке.

...Начиная с этого момента, ученики медитируют уже не в качестве обычных людей; растворив свою обыденную личность с помощью специальных медитативных техник, они затем воссоздают себя в образе божества, на которое получили посвящение, и медитируют так. О прохождении по стадиям шаматхи речи тут уже не идёт: обыденную личность растворяют ещё в начале сессии, когда читают мантру пустоты. И нет больше обыденной формы, обыденных чувств и обыденного восприятия – короче говоря, опустошать становится нечего. ...Всё есть и всегда было мандалой, иными словами – окружностью. Если счастлив центр, то и окружность счастлива тоже. А если центр повреждён, то и окружность ломается.

...Мы не пытаемся избавиться от своих обычных переживаний и заменить их чем-то лучшим – все свои переживания мы уже сынтегрировали, и двойственности для нас больше нет. Когда мы занимаемся тантрической медитацией, нам не нужно ждать опыта, не нужно идти к нему шаг за шагом – мы сами становимся тем, что является нашей целью.

...Можно сказать, что это манипулятивная медитация. Вместо того, чтобы отвергать обыденное эго как нечто порочное и непригодное, мы манипулируем им, думая о нём, как о полном совершенстве. И если нам удаётся увидеть его таким образом, то оно действительно становится полным совершенством. Если же мы в своё совершенство не поверим, то оно, разумеется, и не проявится. Воспринимаемое есть отражение воспринимающего.

...Медитация превращается в видение опыта, причём не в такое, которое соразмерно нашим скудным способностям, а в такое, которое отражает двенадцать великих деяний Будды. За одну лишь сессию медитации можно воспроизвести все двенадцать деяний – вам только необходимо знать, какая из практик садханы какому деянию соответствует.

В начальный раздел садханы включены три основные предварительные практики: принятие прибежища, порождение бодхичитты и медитация Ваджрасаттвы. Они работают со всеми загрязнениями, которые могут помешать нашему движению к реализации. Когда мы растворяемся в пустоте, очищаются пережитые нами в прошлом смерти. Далее мы проявляем растворённую личность в виде слога, мантры или лотоса. Это символизирует сознание существа бардо, основное желание которого – снова переродиться. Затем семенной слог трансформируется в божество, что означает вхождение сознания в лоно матери. ...У некоторых людей, в силу особенностей накопленной ими кармы, внутриутробный период проходит довольно сложно, и к обычному страданию от процесса рождения у них добавляются ещё и дородовые страдания. Говорится, что чем более ясно мы на этом этапе визуализируем семенной слог (или лотос), тем полнее очищаемся от тех негативных отпечатков, которые оставались у нас после тяжёлого внутриутробного периода, тяжёлого рождения или тяжёлого опыта взаимодействия с людьми, полученного в детстве. Здесь очищается практически всё дурное, с чем мы могли столкнуться, будучи детьми.

...Медитируя на садхане, мы избавляемся от нечистого мирского восприятия, замещая его визуализацией. И если мы достаточно хорошо концентрируемся, то события тех полутора часов, которые мы тратим на практику садханы, будут так же реальны, как и все остальные наши действия.

...В отношении видения опыта очень важно запомнить, что не следуется цепляться за приятные переживания и не следует бояться пугающих. Переживания преходящи, у них нет независимого существования. Собственное восприятие, будь оно чистым или нечистым, медитирующий должен использовать как постоянное напоминание о том, что ничто не является устойчивым и неизменным – в том числе медитативные переживания. Если ваша позиция такова, для вас что угодно будет видением опыта. Нет смысла думать о том, что является видением опыта, а что им не является – таким образом можно только спровоцировать цепляние, а это отнюдь не то, что нам нужно от видения опыта.

Ощущение бессилия у медитирующих, как правило, бывает связано не с тем, что у них не получается медитировать, а с тем, что они не знают, как интерпретировать свои переживания. Достигнув видения опыта, мы начинаем с особенной остротой ощущать необходимость в продолжительных отношениях с каким-то одним учителем. Ведь в разных буддийских школах акцент делается на разные области и разные техники, поэтому если мы зададим один и тот же вопрос нескольким разным учителям, то совершенно не обязательно, что они нам ответят одно и то же.

...Сказано, что если человек учения своей линии постиг до конца, то это придаёт ему веры во все остальные линии. Но если мы не будем твёрдо держаться какой-то одной школы, то в понимании учений у нас не будет ясности. Лишённые прочного фундамента, мы окажемся в состоянии дезориентации среди множества учений, несовместимых друг с другом. Однако если мы как следует разберёмся в какой-то одной системе, то поймём, что она находится в полном согласии с прочими – не на уровне слов, но с точки зрения достигаемой цели. Слова не должны становиться для вас объектом привязанности. Также избегайте привязанности к конкретным людям и формам. Держитесь сути и смысла, будьте верны духу учений!

Закреплению видения опыта способствует правильное воззрение, причём вариантов у него достаточно много, и все они работают. Как только видение опыта стабилизируется, оно становится постоянным помощником практикующего во взаимодействии с нечистым видением – с ним он обретает возможность выходить за пределы своего загрязнённого восприятия. Если человек не может справиться со своим гневом, окружающие всегда будут казаться ему агрессивно настроенными – так работает нечистое видение, сформированное гневом. А когда человек следует Махаяне и развивает у себя видение опыта, то осознаёт, что основной причиной его гнева является его же собственный мятущийся ум, и что гнев, который он чувствует сам и который испытывают рядом с ним другие, – это отражение его неспокойствия. И тогда присутствие рядом разгневанного человека становится для него просто поводом поработать с собственным уровнем агрессии.

...Когда нас хвалят, мы радуемся. Осознать, что эта радость также нуждается в трансформации, может быть очень непросто. Но тут-то и кроется корень проблемы! На самом деле, если нам становится слишком легко и комфортно, значит нужно что-то менять. Преобразовывать необходимо не только непривлекательные стороны нечистого видения, но и те, которые нам приятны. ...Но важно тут то, чтобы мы могли превращать своё привычное, обусловленное эмоциями восприятие в управляемое чистое видение. Мы должны быть способны произвольно выворачивать своё нечистое видение наизнанку. Истина, как правило, кроется в противоположности. А того, что возникает естественно, следует избегать – ведь это всего лишь проявление наших привычек и установок.

...Самобичевание по поводу запоздавшего видения опыта – это не то, на что стоит тратить энергию. Сначала мы учимся изменять восприятие постфактум, а потом у нас постепенно развивается способность делать это в режиме реального времени. Наступит момент, когда мы научимся сдерживать грубые слова, и они не будут успевать вырываться. Наш самоконтроль приобретёт совершенно новую силу. Мы сможем прогнозировать последствия своих действий и вовремя вносить необходимые поправки в своё поведение.

Начиная заниматься медитацией, некоторые ожидают, что в результате у них разовьётся дар предвидения. Нельзя сказать, чтобы это ожидание было совсем нереалистичным. Медитация делает ум практикующего настолько чистым, что тот фактически начинает предугадывать ближайшие события. (И поверьте, это сильно упрощает процесс вождения ума.) ...Наблюдая за представлением иллюзиониста, многие люди бывают по-настоящему испуганы – но только не те, кто владеет видением опыта. Они-то знают, что стоит за волшебством!

Чодак Юток Ринпоче, "Ламдрэ: Заря просветления"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments