nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Мандельштам, опередивший Хайдеггера



Нам легче понять такое движение поэтической мысли, чем современникам Мандельштама: между его временем и нашим - такое явление, как философия Хайдеггера, только и старавшегося о том, чтобы das Seiende - сущее - не закрывало собою das Sein - бытие. Но ведь Мандельштам-то писал: "Любите существование вещи больше самой вещи и свое бытие больше самих себя" - еще в 10-е годы, то есть лет за двадцать до того, как Хайдеггер только начал приходить к своим темам; а тогда о нем не слыхивали даже немецкие философы, не говоря о русских поэтах. Интересно, конечно, что Мандельштам, толком почти и не читавший философов, за вычетом Владимира Соловьева, Бергсона и Флоренского, так близко подошел к важнейшей теме западной философии 30-50-х годов.

...Необходимо добавить, что парадоксальное соединение "одичности" и "стускленного" колорита, будучи разрывом с инерцией символистской линии, одновременно может до известной меры рассматриваться как возврат на новом уровне к одному из истоков символизма - к наивно-важной, негромко-угловатой рассудительности гениального юноши Ивана Коневского, утонувшего двадцатитрехлетним в 1901 году. Мандельштам не забывал об этом: отголоски поэзии Коневского займут важное место в мандельштамовских стихах разного времени, а прямые ее упоминания - в прозе.

С.Аверинцев

Почему я читаю о Мандельштаме у Аверинцева, а не, скажем, Лекманова? Очень просто. Он достаточно силён, чтобы обобщать, заключать в одни взгляд многие целые величины и видеть сразу многое. Взгляд же современных исследователей обычно напоминает взгляд пьяницы, ищущего ночью под фонарём потерянные ключи - потому что там светлей.
Tags: Аверинцев, Мандельштам, Хайдеггер, поэзия, философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments