nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Циклическое обрушение и с какого конца строить мир



Европейцы (и россияне тоже) попали в элементарную ловушку - у них попросту давно остановился процесс культурного строительства. Не просто процесс воспроизводства одних и тех же ценностей (с чем тоже проблемы), а процесс производства новых. У них остановилась жизнь. Я как-то говорил о том, что циклы культурного строительства самые длинные в природе человечества. Политические циклы - гораздо короче. А уж финансовые, рыночные - самые короткие. Осатанелое стремление к получению выгоды, прибыли элементарно подрывает становление циклов политики и культуры. В Европе сделали ставку на политику, то есть на ручное управление ситуациями, но это не срабатывает - проблемы проявились не сразу, а в течение трех поколений, когда политики на десять-двадцать раз сменились и стало понятно, что просто законопослушность не может быть основой сохранения идентичности европейца (и россиянина, кстати, тоже), потому что идентичность относится к процессам культурным, а они длиннее политических и не управляются юридическими законами.

Этот культурный провал, а это именно провал, усугубляется не в меру разрезвившимся рынком. А что ему эти циклы? Политики покупаются. Это ни для кого не секрет. Законы покупаются. Так рушатся естественные политические циклы. Даже традиционная культурная активность весьма успешно подавляется рынком - она ведь не приносит ему прибыли, нахрен она ему нужна! И плодить какие-то ожидания в этом плане - все равно что проповедовать ахимсу крокодилу! Это глупо. Нужно просто быть больше, чем рынок и его чисто биологическая жажда выгоды. Вот куда нужно расти человеку - надо теснить торгашей. Сначала - законодательно, потом - культурно.

Меня удивляет, как люди бизнеса в России не понимают, дескать, почему у них "что-то не идёт". А что, должно? Начните задумываться над простыми вещам, приходя в бизнес - быть может в Европе и России что-то не так с культурной идентичностью? Я не говорю об Америке - это страна с максимально короткими и несамостоятельными наработками. Одно то уже прекрасно свидетельствует, что у них культурный герой - Микки-Маус. Ржунимагу. Даже не начинайте оправдывать их или объяснять там за "Бостонскую культуру" и прочее. Америку, это "вселенское общежитие", крах ещё ожидает, и как они будут справляться с этим, "тайна сия велика есть". Не надо мне про великий дух американской нации - этой нации всего от силы триста с лишним лет и никаких ценностей, кроме импортированных из Европы, там нет. И не будет уже. Только если их не потрясёт так основательно, что большинство населения там проснётся ото сна "американской уникальности".

Меня лично более заботит та страна, в которой я живу - Россия. Культурное строительство - вот главная проблема, с которой сталкиваются все, включая бизнесменов, жалующихся на "офисный планктон". Попытки "поуправлять" культурными проблемами вручную были - например, "культурная политика" Щедровицких сотоварищи. И что вышло? Тупо секта. Потому что, друзья мои, надо для начала смириться - культурные циклы имеют масштаб, не соизмеримый с рамками человеческой жизни! А где вы в последний раз видели феномен в масштабах государства Россия, чтобы люди сажали, грубо говоря, деревья безо всякой надежды получить от них плоды? Где, покажите мне, есть такое в империи "новаторского" Прохорова? Я уже молчу про нано-Чубайса и его бывшую премию "Поэт". Кто сегодня в стране строит культуру, при этом понимая, что он делает и предполагая, каковы будут последствия? За отдельными личностями такое вообще не замечено! Я не вижу ни одного писателя или живописца, который бы ясно понимал, что нужно делать в масштабах страны и имел бы силу влияния в масштабах страны.

Чем более отдельный художник приближается к масштабам национального влияния, тем более он мельчает в содержании, либо просто становится непонятен большинству. Это элементарное проявление законов культурного строительства - нужно смириться и посвятить плоды своего труда не себе, любимому, а не знамо кому в будущем. В этом смысле в России "тонкой музыки не хватает нашим желаньям", как говорил Артюр Рембо. Не достаёт самоотверженности древнекитайских поэтов и каллиграфов, отказывавшихся не раз от имени и известности уже при жизни. Меж тем, в Европе (в самом общем смысле этого слова, включая и Россию) давно царит культ известности, имени - последнего, на чём зарабатывает художник, поскольку всё остальное у него отнято и технологизировано. И процесс не окончен - о наступлении технологизаторов и прочих утилизаторов уникальности нам сигналит давно, лет 50 (?) как тому, поднятая проблема "отторжения авторского "я". За всеми этими разговорами о гипертекстах и прочих мета- стоит элементарное - нехватка естественной уникальности автора и одновременно его нормальной, немеханической общности с людьми. Вас просто давно поссорили друг с другом, люди! И все эти бестолковые европейские разговоры об одинаковости людей - это разговоры людоедов, имеющие один вкус, вкус ничтожества! Принцип одинаковости порождён попыткой вручную, то есть политически, управлять культурой людей. Заранее безнадёжное и глупое занятие! Поэтому нам не след этот опыт Европы - глупостей у нас и без них хватает. Пожалуй, остановлюсь на этом простом напоминании - настоящая культура строится на принципе ценности каждой отдельной жизни. Есть принципиально неагрессивное воззрение - если вы не цените одну жизнь, вы не цените никакую жизнь! А теперь оглянитесь и вы всё поймёте, с чего нужно начинать культурную работу над основами своей идентичности.
Tags: Россия, кризис, культура, мировоззрение, политика, финансы, ценности
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments