nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Учению дзогчен чужды автоматизм и категоричность

Никогда не следует считать, что неизвестный нам человек - новичок. И по этой же самой причине тот путь, которым представлен Дзогчен, - путь непостепенный. Но даже если он непостепенный, его способен практиковать любой. Обычно, когда мы видим человека, то люди спрашивают: “Вы буддист или нет? Какие практики вы выполняете? Вы принимали прибежище или нет?” Вы все понимаете, что система такого рода существует, но я бы не сказал, что это - система буддизма.

Не вполне ясно, говорил ли Будда о том, что всё это надо делать и обо всем этом спрашивать. Это человеческая система, поскольку человек очень категоричен, и ему нужно, чтобы учение тоже было категоричным. Он воображает себе, что неизвестный ему человек на самом деле неизвестен и контакта с ним нет.

Кто-то говорит: “Я никогда не принимал прибежище. Я никогда не следовал буддистским учениям”. Он автоматически после этого считается совершеннейшим новичком. Но, когда мы говорим об учениях Дзогчен, может ли такой человек считаться совершеннейшим новичком или нет? Ответ отрицательный, его нельзя считать полным новичком, поскольку Будда сам говорил: “Человек не может судить другого человека”. Он имел в виду, что у человека есть собственный дух, у него могут быть различные кармы, у него может быть свое отличное состояние, и по лицу его вы не увидите, кто он.

Если бы мне сейчас увидеть среди людей моего коренного учителя, то никто из вас, кто увидел бы его вместе со мной, не узнал бы, что он был великим практиком. Есть много практиков Дзогчен, которые именно таковы, вы не можете наблюдать ничего в их внешнем поведении.

Так что, когда мы переходим на уровень учения, то для учителя Дзогчен, даже если кого-то считают новичком, принципом является участие, вовлеченность такого человека.

Если у него имеется достаточно участия и вовлеченности, то тогда можно передать ему то, что следует передать, а если после этого он не в состоянии это использовать, то это означает, что у него нет способности. Тогда нужно помочь такому человеку делать то, на что у него есть способность.

Из беседы Намкая Норбу 8 и 9 ноября 1984 года

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment