nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

О бурятском буддистском сепаратизме

- Как, на ваш взгляд, сегодня в Бурятии обстоят дела с духовным возрождением?

- Сегодня религию не преследуют, открылось множество храмов. Но в какой бы район вы не приехали, многие дацаны на замке. Вроде храмы восстановили, все хорошо. А веры то у людей нет такой, какую мы наблюдали в СССР, когда религия находилась под давлением. Думаю, что дело в том, что у людей настолько снизился уровень материального положения, что они просто не позволяют себе прийти в храм и помолиться. Я считаю, что если бы в дацанах монахи просто несли службу и молились за людей, а не занимались личным приемом, где, действительно, без денег не придешь, тогда было бы все по-другому. Народ бы шел в храмы. Мне вообще непонятно, кто и когда установил такие порядки, что если человек идет в дацан, то он обязательно должен обратиться к астрологу и платить там?

Мы, кстати, еще в 80-е годы в Иволгинском дацане не насаждали все это. Просто советовали ходить на хуралы, заказывать молитвы. У нас ведь прихожане часто молятся в дацанах не на благо всех живых существ, а чтобы что-то свое, личное решить. Как свадьбу провести, как денег заработать. ...Это что за отношение такое? Или в храме возле божества бабушка приказывает внуку: клади сюда деньги. Да нигде такого нет указания, чтобы монетки под божествами оставляли. Это придумано все. Я понимаю, что эту информацию многие не воспримут. Даже мои знакомые со мной не соглашаются, говорят, что мы так в Бурятии привыкли делать.

- Наверное, имеется в виду, что вы больше ориентируетесь на Далай ламу и Тибет?

- Это связано с тем, что когда я построил дацан «Ламрим», то попросил тибетских монахов проводить у нас службы, главной из которых является обряд Соджонг.

- Не секрет, что в Бурятии к тибетцам относятся несколько настороженно...

- А почему? Первый Пандидо Хамбо лама Дамба Даржа Заяев он ведь получил образование в тибетском монастыре, Агван Доржиев и многие другие великие бурятские монахи, которые достигли серьезных результатов в духовной реализации.

- У нас говорят про северный вариант буддизма.

- При этом почти все бурятские ламы образование почему-то стремятся получать именно в тибетских монастырях в Индии. А потом приезжают и начинают говорить об «особом пути бурятского буддизма». Вот эту двойственность мне трудно понять. Причем обратите внимание, те же монголы, имея в стране своего Богдо-гэгэна, почему то не говорят о том, что есть какой-то «монгольский вариант» буддизма. Это ведь еще в 17 веке началось, когда к императрице Елизавете приехали бурятские ламы, упали ниц и сказали, теперь мы обойдемся без Тибета, вы наша богиня, теперь у нас будет свой Пандидо Хамбо лама. И с тех времен мы сами начали процесс отхода от буддизма, отсекая связь с ним.

- Это удалось?

- Она, эта духовная связь, идет от самого Будды Шакьямуни, ее невозможно прервать. Она через тибетцев пришла в Бурятию, когда в 17-м веке 160 тибетских монахов открыли у нас первые дацаны. Не было бы их, не было бы и буддизма в Бурятии. А у нас я слышу, мол, тибетцев знать не хотим, мы такие великие, что Будда якобы сам к нам спустился на нашу землю и даровал буддизм. Глупости все это. Но на самом деле буряты, когда приняли буддизм от Тибета, сделали большой шаг к счастью. И надо этим просто воспользоваться и жить этим.

Полная версия:

GAZETA-N1.RU
Чой-Доржи Будаев о приезде Далай ламы, второй жизни дацана и об искаженных понятиях о вере

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment