nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Трактунг Ринпоче: Страсть к жизни


Трактунг Ринпоче со своей женой Адзом Ринпоче

«Будьте страстными по отношению к жизни, будьте готовы пройти через родовые схватки осознанности и доброты. Вам надо быть готовым очень тяжело работать за свою любовь, и вы никогда не забудете ее. Что бы ни случилось с вами в вашей жизни, это будут знаки на пути. Все может стать аналогией, метафорой, сравнением с отношениями между рабством и свободой».

Ученик: У меня есть вопрос. В нашей беседе в прошлый вторник, вы спрашивали людей: «Почему вы полностью не преданы чему-либо в вашей жизни?» Вообще мне хотелось бы знать, на что это похоже, когда человек полностью предан духовной практике? Я не совсем понимаю, что мы должны делать, если мы полностью преданы нашему пути? Это будет просто медитация? Нам надо просто бросить свою работу и медитировать день и ночь?

Трактунг Ринпоче: А кто тогда будет оплачивать ваши счета? Очень немногие люди нуждаются или хотят жить такой жизнью. Обычно такие драматические действия означают расшатывание пути, делание его невыполнимым. Вы точно не можете знать, какими вы будете, если вы полностью предали себя духовной практике. Это может быть слишком безопасно. Но одну вещь по крайней мере вам надо знать — что неведение не работает — и вы должны хотеть покинуть его. Вам надо знать, что вы были в клетке или тюрьме, и вам надо хотеть вырваться, и тогда у вас появится реальное чувство постоянной страсти, связанное с этой попыткой — этим странным путешествием для раздолбанных дураков. Вы должны страстно хотеть свободы, радости, любить, служить и так далее — больше, чем вы хотите чего-то еще. Больше, чем чего-то еще не означает, что вам обязательно надо ничего не делать, кроме медитации, но это означает что вам нужно искать путь в каждом действии, в соответствии со взглядом и видением Ваджраяны. Это страстное желание я подразумеваю почти во всем, о чем я говорю — это страстное желание есть точка отсчета истинной жизни.

Это значит что вам безусловно надо использовать формальные практики, Нендро, Шине, йогу стадий построения и завершения, Дзогчен — все что позволяет уровень вашей практики. Это значит что в дополнение, как для не-монастырских практиков, практикующих путь Нгакпа, вам надо делать любые действия помощниками на пути. Вам надо чувствовать большую страсть к этому — даже в скуке, дискомфорте и сомнениях, ваши глаза должны блестеть и вы чувствовать себя очень живыми. Не всегда чувствовать себя хорошо, но живыми. Знаете, что значит слово «страсть»? Оно произошло от латинского слова, означающего «страдать, испытывать, претерпевать». Теперь мы связываем страсть с чем-то позитивным, но как у культуры у нас есть тенденция понимать позитивность довольно поверхностно. Мы склонны думать что позитивное означает чувство комфорта и чего-то хорошего. Посмотрите на жизнь Падмасамбхавы и Еше Цогьял, их страсть ради всех существ принесла им много страданий, но она стоила того в контексте глубокого смысла и ценности их сострадания. Подумайте о страсти Христа — он готов был страдать ради своей любви. Подумайте о творческих людях — они готовы с радостью идти на реальные жертвы, только чтобы творить. Любое великое творчество, такое как дать рождение, влечет за собой жертвы и трудности. Итак, будьте страстными по отношению к жизни, будьте готовы пройти через родовые схватки осознанности и доброты. Вам надо быть готовым очень тяжело работать за свою любовь, и вы никогда не забудете ее. Что бы ни случилось с вами в вашей жизни, это будут знаки на пути. Все может стать аналогией, метафорой, сравнением с отношениями между рабством и свободой.

Эта страсть к росту может доставить вам много дискомфорта. Как мы можем хотеть высокой реальности и чувствовать комфорт в этой посредственной невротической активности, которую мы называем жизнью? Вы можете стать очень унылым, потому что состояние, в котором вы живете, покажется невыносимым. Это может сделать вас очень тревожным. Конечно вам надо делать много практики. Читать об этих вещах. Надо пить из озера Дхармы, как пчела пьет нектар. Вы можете надоедать мне относительно этих тем все время. Уволиться ли вам с работы? Кто знает. Но вы загоритесь изнутри, и не будет ничего более интересного.

Это не значит, что ничего не будет интересно. Это значит что не будет более интересного. Это значит, что любой интерес будет частью этого интереса. Это не значит, что вы не будете ходить в кино. Но кино не сможет быть более интересным. Вы будете смотреть кино как метафору вашего пути. Возможно вы вспомните, что слышали где-то, что проявленное существование просто как кино, пректируемое на экран сознания. Так что подумайте об этом, когда находитесь в кино и смотрите на экран, а затем смотрите вверх на свет, идущий из будки для кинопроектора и изумитесь этому. Вы можете посмотреть вокруг на людей в кинотеатре, всех людей, которые полностью потерялись в кинофильме. Люди идут в кино — они смеются, они плачут, как будто происходит что-то действительно реальное, а не просто цветной свет на экране. Вы можете заметить это и посмотреть на свои собственные качества внимания и рассеянности в вашей жизни. Я не встречал ни одного момента, в котором бы не было намека на более глубокое понимание. Все же не надо идти в кино, если вы не сделали свою дневную практику. Вам не надо выбирать кино вместо практики. Однако это нельзя сконструировать, возможно это может быть спровоцировано мастером, но подделать это нельзя. Если у вас нет страсти, надо терпеть, пока страсть не появится. А затем вам надо терпеть вашу страсть!!! Терпение одного приносит только деградацию, в то время как терпение другого дает ценность, смысл, радость, освобождение!

Методы нашей практики куют и переплавляют страсть человеческой жизни в способ освобождения, глубокого раскрытия. Эта та страсть, которая желает роста и которую вы привносите в Нендро. В Нендро выковываются тело, речь и ум — нагреваются и придается форма — в средство передвижения, соответствующее Тантрическому пути. Прибежище создает центр притяжения в сердце Дхармы. Практика Ваджрасаттвы очищает наши склонности разрушать наше намерение роста. Мандала выносит нас за пределы унизительности страха и бедности. И наконец, Гуру Йога глубже знакомит человека с пустотой и ясностью — основой Тантры.

Затем, практикуя учение «Молниеносно вспыхивающего А» в Шине и Лхатонг, человек должен точно настроить страсть, потому что практика Шине, сидячая медитация, может спровоцировать много скуки и хорошую дозу разочарования, страха и экзистенциального дискомфорта, в то время как мы пробуем и открываем разницу между нашим обезьяньим сумасшедшим умом и истинной природой ума.

В йоге Божества, фазе построения и завершения, эта страсть становится действенной силой визуализации. К этому времени наша страсть имеет глубокую связь и преданность с силой передачи линии. Преданность это энергия, которая становится визуализацией. Вот почему так много людей имеют такие проблемы с визуализацией — они не развили живую ясную энергию истинной преданности. В фазе завершения, в Ану Йоге, процесс становится более тонким.

В Дзогчен сила нашей страсти распознается как изначальная активность Кунзанг Яб-Юм. Здесь единство осознавания, восприятия и ясности являются путем и целью, чистой и простой. Так что как видите эта страсть для практики очень важна и не является какой-то случайной или магической вещью — это то, что развивается в самом сердце жизни и практики.

У.: А это жгучее, страстное желание покинуть тюрьму, делать практику, не является ли просто еще большим желанием, еще большей тюрьмой? Как это побуждение отличается от всех других желаний?

Т.Р.: Ну, мне хотелось бы ответить на ваш вопрос двумя способами. Великий буддийский философ Чандракирти говорил, что в каждом высказывании одновременно присутствует то, что было сказано, и намерение. Первое может быть одним, а второе — другим. В случае этого вопроса, фактические слова и намерение не соответствуют. Сам по себе вопрос веский, и на него не трудно ответить исходя из принципа, что нужно прояснять каждую запутанность. Но вы не первый раз спрашиваете это, а второй или третий. Вы не понимаете ответа, потому что намерение вопроса не в том, чтобы прояснить запутанность. Намерение вопроса выражает ваше поверхностное желание отрицать необходимость практики. Это поверхностный вопрос создан для защиты поверхностности. Он очень похож на ваш вопрос «Зачем нам делать практику, если мы уже имеем природу Будды?» Другими словами, намерение вопроса состоит в укреплении того на вид хитрого действия, которое вы используете чтобы предотвратить страсть практики, которая касается вашего сердца и реально наполняет вашу жизнь. Итак, сначала позвольте ответить на вопрос, а потом на его намерение.

Тантра не имеет «проблем» с желаниями. Тантра любит желания. Тантра делает энергию желания разумной. Не все желания одинаковы, хотя в конечном счете все желания могут быть преобразованы. Желание стать свободным, желание роста, это первый проблеск истинной разумности в темной ночи заблуждений. Энергия желания это динамика само-освобождения, присущая изначальной сфере Кунзанга Яб-Юм. Эта разумность, изначальность и присущесть есть в каждом моменте, искрится через все наши хотения, если только мы можем их видеть. Посредством этого мы видим, что мы в тюрьме, и нам надо стать свободными, и мы готовы работать, чтобы достичь свободы. Желание роста это как огонь, помещенный в полено. Сначала огонь сжигает полено, а затем растворяется в самом себе. Огонь страстного желания быть свободным сначала сжигает все заблуждения, а затем, когда топлива больше не остается, растворяется в небе просветления. Это как гомеопатия. В гомеопатии подобное лечат подобным. Иногда вы берете мельчайшие частицы токсического вещества чтобы излечить болезнь. Затем приходит момент, когда вы отбрасываете это желание быть свободным.

Затем приходит момент, когда даже это желание может встать на пути, но этот момент немножко далеко впереди на вашей дороге. Ожидание, желание и страсть жажды роста поначалу дымятся и затем вспыхивают как пламя, а зетем становятся ясным светом. Когда остатки невежества сожжены, желание само по себе становится чистым ясным светом и это больше не желание, а абсолютная любовь. Знаете, желание быть свободным, жажда роста, это радостная сила бытия, как она чувствуется в теле-уме. Когда эта энергия не понята, она отклоняется в думание о всякого рода других желаниях, которые сделают нас счастливыми. Так что желание стать свободным это первый ожог здоровья. Также как преданность. Фактически, преданность (devotion) может сделать вас реально сумасшедшим. Вы можете быть реально свихнувшимся с этой преданностью. С преданностью вы можете быть сумасшедшим невротиком. Но даже в моменты, когда вы сумасшедший и невротичный в вашей преданности, вы становитесь здоровее, и это сжигает само себя. Юнг говорил, что есть неврозы, а есть что-то еще, что он называл «болезнью, которая лечит». Настоящая преданность. Я могу вам это рассказать из опыта, настоящая преданность это ментальная болезнь, которая лечит. Медитация и страсть быть свободным это болезнь, которая исцеляет. Когда пламя желания свободы и преданности становится чистым, есть только чистая бесконечность. Да, когда идет дым как очищение, тогда желание и преданность выглядят ориентированными на объект, но когда дым рассеивается, есть только пламя пустоты/ясности/радости.

Есть известная история про Нитьянанду. Однажды Нитьянанада шел по дороге, а на краю дороги спала женщина, и он увидел, как ядовитый паук вползает к ней в рот, а она его заглатывает, потому что спит. Он представил, что если этот ядовитый паук переварится в ее желудке, она заболеет и умрет, поэтому он подскочил и схватил леди. Если бы он начал все это ей объяснять — она бы конечно уже умерла — да и в любом случае как бы он ей это объяснил? Она бы не поверила в это, сами понимаете. Так что он схватил ее, буквально поднял и перенес туда, где стояло дерево с большим количеством гнилых фруктов, и стал заставлять ее есть гнилые фрукты. Он стал запихивать гнилые фрукты ей в рот, и ее вырвало. Она выблевала ядовитого паука, и осознала, что это была за акция. Понимаете смысл?

У.: Да.

Т.Р.: Вы вертитесь в колесе желаний день за днем, и никогда не беспокоитесь об этом. Когда я говорю вам иметь страсть к духовному пути, вдруг вы думаете что желание это проблема — вам не стоит делать практику, потому что это подразумевает, что вы чего-то желаете! Фактически же, вы тащитесь там и здесь за желаниями, которые никогда даже не рассматривали. Желания, которы вы сейчас имеете, никогда не станут кристаллизующей силой в вашей жизни. Они никогда не продвинут вас по направлению к освобождению или другой великой мудрости, состраданию или блаженству. Это просто неопределенные, временные желания блужданий жизни. Желание быть свободным, страсть к пониманию жизни в ее глубочайшем смысле вытаскивает энергию прочь из других желаний. Вот чего вы в действительности боитесь. Это как компьютерный вирус, который съедает всю память. Это бессмертный вирус, который съедает все навязчивые представления, оторванные от действительности.

Это желание роста принадлежит видению бесполезности невежества. Желание роста становится силой гравитации посредством энергии практики Прибежища, солнцем психической галлактики вашей жизни, которое делает путь действительно частью каждого момента — тогда, и только тогда вы становитесь Тантристом, Буддистом, Нгакпа. Это сила, которая стягивает все отдельные части жизни вместе в единый фокус. Это немного похоже на использование увеличительного стекла для концентрации солнечных лучей. Лучи солнца слишко разрозненны, чтобы зажечь что-нибудь сами по себе, но если вы правильно держите увеличительное стекло и концентрируете солнечные лучи, можете зажечь бумагу. Если вы используете желание роста для концентрации лучей вашего духа, вы можете зажечь заблуждения.

Проблема в том, что вы не хотите это понимать. Что вы хотите — так это «законную» причину не чувствовать — не чувствовать страсть по отношению к практике или вашей собственной жизни. Вы хотите философию непривязанности, чтобы укрепить ваше неумение глубоко чувствовать. На глубоком уровне, вы не хотите чувствоать истинную страсть к чему-то, и вас пугает страх разоблачения этого факта. Поэтому вы играете в игры с учителями.

У вас есть очень хорошее дело, но это дело полно страха, страха что вы можете принять путь, и за этим последуют вся эта работа и боль, а в конце за всем этим не окажется истины. Страха, что вы еще недостаточно хороши. Вы боитесь, что все ваши страхи обернутся Правдой о жизни. Вы боитесь страстно хотеть чего-то, хотеть чего-то всей глубиной вашего существа, ваших кишок, потому что вы слишком напуганы перспективой риска. Этот риск может стать причиной того, что карточный домик, который вы построили как жизнь, обрушится вокруг вас. Вы боитесь хотеть и терять, так что вы решили прожить жизнь без страсти. Вы пугаетесь желания быть свободными. Вы напоминаете меня в восьмом классе, когда я был влюблен в Мэрли, и очень боялся позвонить ей по телефону, потому что мог обнаружить, что я ей больше не нравлюсь. Я никогда не шел на риск, потому что чувство хотения, но не рискования, было лучше чем рискование и теряние. Я ходил вверх и вниз по улице вдоль ее дома, как вы пришли сюда, надеясь и молясь чтобы она заметила меня и надеясь и молясь не быть замеченным. Тогда я еще не был Тантриком. Тантрики азартны; они готовы рисковать всем по наитию желания. Однажды вы захотите быть живыми больше, чем вы боитесь проб и падений. А пока вы посередине пути, не тратьте свое и мое время на ложную философию.

Не существует способа, которым я могу убедить вас в этом, да я и не занимаюсь бизнесом убеждения. Когда жизнь в духовной нищете сделает вас несчастными, вы изменитесь. Потому что я люблю вас, поэтому я надеюсь что это случиться раньше, чем позже.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments