nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

История Шриджаты. В жанре новогодней))



Шриджата, начавший практику Дхармы, уже будучи
пожилым человеком, в той же жизни достиг состояния
архата. А началось всё с того, что к тому моменту,
когда ему исполнилось во­семьдесят лет, Шриджата
жил дома со своей семьёй, но жизнь эта ему порядком
надоела, так как домашние не выказывали ему никакого
уважения. Дети постоян­но подшучивали над ним.
Однажды, не в силах более сносить их насмешки,
он подумал: «Как я хочу оста­вить этот дом и обрести
спокойствие в тиши монастырских стен».

Шриджата покинул свой дом и направился в
близ­лежащий монастырь, настоятелем которого был
Шарипутра — один из ближайших учеников гуру Будды
Шакьямуни. Когда Шарипутра — умудрённый архат —
решил проверить, обладает ли старик благой
кармой, чтобы стать монахом, он не смог обнаружить
в нём ровным счётом ничего достойного. Шарипутра
сказал ему: «Обыкновенно в монастырь поступают
затем, чтобы учиться. Неспособные к учению
прислу­живают другим монахам, убираясь и помогая по
хо­зяйству. Став монахом, ты не сможешь ни учиться,
ни работать, потому что ты слишком стар». С этими
словами Шарипутра отказался принять старика
Шриджату в монахи.

Шриджата страшно расстроился, услышав такой
ответ. Он рыдал и бился головой о ворота монастыря.
Безутешный, через некоторое время он отправился в
близлежащую рощу, где продолжил лить слёзы и
при­читать. В то время Будда Шакьямуни находился в
Индии. Всеведущий ум Будды непрестанно воспри­нимает
всех живых существ. Как только в живом су­ществе
созревает благая карма получить наставление Будды,
Он тотчас является ему в обличье, наиболее
подходящем уровню развития сознания данного су­щества,
и указывает ему путь.

Хотя в материальном измерении Будда находился
очень далеко от Шриджаты, Он тотчас явился перед
стариком и спросил его, в чём дело. Шриджата рассказал
Будде обо всём, что с ним произошло, включая и отказ
Шарипутры постричь его в монахи. На это Буд­да возразил,
что старик обладает кармой, достаточной для того,
чтобы стать монахом: «Шарипутра не завер­шил ещё
накопление двух добродетелей: мудрости и метода.
Я же в совершенстве обрёл обе заслуги, достиг
полного просветления и вижу в тебе благую карму,
по­зволяющую тебе принять монашеские обеты».
Говоря это, Будда подразумевал, что в сознании
Шарипутры, достигшего состояния архата, по-прежнему
присутствуют определённые изъяны, не позво­ляющие
ему видеть тонкие и неочевидные явления во всей их
полноте. Архат дословно означает «победив­ший врага».
Речь здесь идёт не о внешних врагах, а о внутренних —
омрачениях сознания и их семенах, яв­ляющихся причинами
наших страданий. Полностью сокрушив внутреннего врага,
архаты достигают аб­солютного, непреходящего счастья
освобождения. Однако в силу того, что они не завершили
ещё накопление двух видов добродетели, в их сознании по - пре­
жнему присутствуют тонкие препятствующие факто­ры,
или изъяны. Даже обладая невероятными духов­ными
силами и реализациями, они по-прежнему не в состоянии
воспринимать тонкие явления во всей их полноте.

Будда, завершивший накопление двух видов добро­
детели, очистившийся от двух видов препятствующих
факторов и развивший мудрость всеведения, способен
воспринимать все без исключения, даже самые тонкие
кармы. Другими словами, благая карма, позволявшая
старику Шриджате принять монашество, была столь
мала и неочевидна, что только Будда был в состоянии
её узреть.

Будда смог определить, что Шриджата создал благую
карму для того,чтобы стать монахом, невзирая на то,
что случилось это в невообразимо далёком прошлом
и вдали от этих мест. Будда объяснил Шриджате, что в
одном из прошлых воплощений, несчётное число жизней
тому назад, тот был мухой, которой удалось совер­шить
«обход» вокруг ступы. Один текст утверждает, что
это произошло, когда он уселся на кусок коровьего навоза,
подхваченный потоками воды и проплывший вок­руг ступы,
другой — что он следовал за запахом наво­за, разбросанного
вокруг ступы, перелетая от одной кучи к другой,
пока не совершил полный облёт.

Хотя муха и не понимала сакрального значения сту­пы
и того, что обход этой святыни способен стать причиной
просветления, такое непреднамеренное круже­ние
очистило её от негативной кармы и принесло бла­гую
заслугу, став тем самым причиной счастья. Мухой
руководила одна лишь привязанность к запаху навоза,
разбросанного вокруг ступы. В мотивации её не было
ничего возвышенного. Однако благодаря силе, заключённой
в самом сакральном объекте, облёт этот стал добродетелью.
Будда объяснил, что эта малая добро­детель,
заключавшаяся в неосознанном обходе вокруг ступы,
создала причину для того, чтобы Шриджата стал монахом.

Когда Будда проверил, какой из учителей имеет
кармическую связь со стариком и сможет наилучшим
образом позаботиться о нём, он обнаружил, что
наставником этим является Маудгальяяна — архат,
обладающий многими духовными силами. Из двух
ближайших учеников Будды Шакьямуни Шарипутра
славился своей мудростью, а Маудгальяяна —
духовными силами, способностью творить чудеса.
Для то­го, чтобы наставник смог вести ученика по духовному
пути, между ними должна существовать особая
кармическая связь. При отсутствии такой связи наставник
не в состоянии будет принести большую пользу
ученику. Затем Будда вверил старика Маудгальяяне,
также являвшемуся настоятелем одного из монастырей.

Став монахом, Шриджата превратился в излюбленный
объект насмешек молодых послушников монасты­ря.
В один прекрасный день, не в силах более сносить
их издёвки, он сбежал из монастыря, решив утопиться
в реке, что протекала неподалёку. Вскоре Маудгалья­яна
принялся разыскивать старика. Не обнаружив его на
территории монастыря, он воспользовался даром
ясновидения и понял, что старик только что бросился в
реку. Вновь прибегнув к своим духовным силам,
Ма­удгальяяна тотчас перенёсся на берег реки и вытащил
Шриджату из воды. Старик пребывал в полном недо­умении:
о задуманном им не знала ни одна живая душа. На
некоторое время он лишился дара речи. Когда
Маудгальяяна спросил его, зачем он прыгнул в воду, тот
не смог вымолвить ни слова. Потрясённый, он стоял с
открытым от удивления ртом.

Когда Шриджата наконец пришёл в себя и объяс­нил,
что произошло, Маудгальяяна сказал: «Причи­на,
по которой ты сбежал из монастыря и пытался уто­питься
в реке, состоит в том, что ты до сих пор не отрёкся от
сансары». Маудгальяяна приказал старикукрепко
держаться за край его монашеского платья и взмыл
вместе с ним в небеса.

Они долго летели над простором океана, пока наконец
не достигли огромной горы из костей. Когда они
опустились на неё, старик спросил у учителя: «Чьи это
кости?» «Это кости твоих прошлых воплощений», —
отвечал тот. В прошлом Шриджата рождался китом.
От слов учителя мурашки побежали по телу старика, и
в уме его зародилось отречение от сансары. Осознав,
что сансара по самой своей природе — страдание и
неопределённость, он преисполнился решимости
освобо­диться от циклического бытия — всех видов
страдания и их причин.

Ступив на путь, Шриджата в той же жизни достиг
состояния благородного существа - арья. Несмотря на
то, что он приступил к практике Дхармы, уже будучи
восьмидесятилетним стариком, Шриджата смог не
только принять монашество, но и стать архатом,
избе­жав круговерти рождений и смертей и полностью
ос­вободившись от страданий сансары. Очистившись от
всех страданий и их причин, включая семена омрачений
сознания, архат наслаждается этой упоительной
свободой несколько эонов, до тех пор, пока Будда не
решит, что настало время призвать его на путь махаяны.
Тогда Будда посылает архату лучи света из своих
рук и обращается к нему с призывом вступить на путь
Великой колесницы. Достигнув махаянского пути арьев,
архат постепенно избавляется от тонких изъянов
сознания. Когда даже тончайшие препятствующие
факторы полностью устранены, он завершает путь,
ста­новясь буддой — полностью пробуждённым существом,
способным вести к просветлению бесчисленное множество
живых существ.

Способность старика Шриджаты вести к просвет­лению
бесчисленное множество живых существ обус­ловлена
достижением им самим полного просветления. Состояние
6удды, в свою очередь, было достигнуто им
благодаря вхождению на путь махаяны, после
дости­жения им состояния архата. Архатом Шриджата
стал благодаря принятию монашеских обетов. Стать
мона­хом ему позволила та ничтожно малая благая карма,
которую он создал, будучи мухой. Не имеющая ни
ма­лейшего представления о сакральной природе ступы и
её способности очищать умы, влекомая привязаннос­тью
к запаху коровьего навоза, муха эта совершила полный
облёт вокруг ступы. Таким образом, можно утвер­ждать,
что всё началось с этой крохотной благой зас­луги от облёта
ступы. Все без исключения духовные реализации пяти
путей, ведущих к индивидуальному освобождению и
пути махаяны, ведущего к полному просветлению,
возникли благодаря этой ничтожно малой благой карме,
созданной насекомым. История Шриджаты демонстрирует
то, какая сила заключена в статуях и изображениях,
ступах, текстах и других сак­ральных объектах,
способных даровать духовные реа­лизации. Они —
исключительно эффективные объекты для очищения
сознания живых существ и дарования им счастья,
вплоть до достижения полного просветления. В ступе
как в сакральном объекте заключена такая ве­ликая сила,
что даже непреднамеренный и неосознан­ный обход
вокруг неё способен очистить от негативной кармы
и принести благую заслугу.

Стоит ли говорить, что благое действие намеренного
и осознанного обхода вокруг ступы, в особеннос­ти
с позитивной мотивацией принесения пользы другим
живым существам, явится куда более эффектив­ным.
Кармические плоды такого действия окажутся весомее
и созреют гораздо быстрее плодов неосознан­ного
облёта святыни мухой, совершённого без какой- либо
позитивной мотивации. Каждый обход будет приносить
невероятную пользу. Он будет не только исце­лять
нас от болезней, но и очищать негативую карму прошлого
и изъяны сознания, являющиеся первопри­чинами всех
болезней. Помимо такого всеобъемлющего и глубокого
исцеления обходы эти явятся причиной реализации всего
пути, ведущего к непревзойдённому блаженству полного
просветления.

Принимая во внимание всё вышесказанное, весьма
полезно перед освобождением животных совершать
вместе с ними обходы сакральных объектов. Так, де­лая
один обход вокруг ступы или другого объекта силы,
держа в руках банку, в которой находятся сто червей,
вы подносите каждому из них высший из даров —
про­светление. Если в руках у вас тысяча червей, вы дарите
просветление одной тысяче матерей — живых существ.
Вы также даруете им избавление от циклического бы­тия,
прекращая их мучения в сансаре, длящиеся с без­начальных
времён. Безначальность — наиболее пуга­ющий аспект
сансарных страданий, и вы освобождаете от безначальной
сансары одну тысячу своих матерей — живых существ.
Вы также дарите им благоприятное рождение: вы дарите
рождение в высших мирах на сот­ни тысяч жизней одной
тысяче матерей — живых су­ществ. Поскольку своей
способностью к преумноже­нию карма несравнимо
превосходит любое явление ма­териального мира,
совершив один обход вокруг святыни, подобной ступе,
вы сможете создать причину для сотен тысяч благих
рождений. Способность кармы к росту и преумножению
многократно превосходит потенциал крохотного семени,
производящего на свет могучее дерево с десятками тысяч
ветвей, листьев, цве­тов и семян.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments