nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

О том, как не перепутать пребывание в алайявиджняне с ригпа



Дуджом Лингпа, Нэйлуг Ранджунг - Вопросы Махашуньянанты Часть 5 (Последняя)

Комментарий Аллана Уоллеса

Снова бодхисаттва Махашуньянанта спросил: "О Бхагаван, нужно ли вычищать мысли или нет? Если нужно, должно ли сознание возникнуть вновь после того, как ум был очищен? Учитель, пожалуйста, объясни!"

Учитель ответил: "О, Ваджра Ума, узы памятования и устойчиво поддерживаемого внимания растворяются посредством силы медитационных переживаний до тех пор, пока, в конечном итоге, обычный ум обычного чувствующего существа не исчезнет. В результате этого, навязчивое мышление убывает и блуждающие мысли исчезают в пространстве осознания. Потом ты переходишь в пустоту алайи, в которой Я, другие и объекты исчезают. Посредством цепляния за переживания пустоты и ясности при смотрении внутрь, исчезают проявления Я, других и объектов. Это алайявиджняна. Некоторые учителя объясняют алайю, в которую ты спускаешься, как свободу от концептуальных усложнений или как один вкус, но другие говорят, что оно морально нейтрально. Однако, как бы оно не описывалось, по факту, ты распознал сущностную природу ума".

Алан Уоллес: Обычный ум захламлен навязчивыми мыслями. Бодхисаттва Махашуньянанта хочет узнать, возникнет ли новый уровень сознания, если их вычистить?

Учитель отвечает, что памятование и устойчиво поддерживаемое внимание "растворяются посредством силы медитационных переживаний до тех пор, пока, в конечном итоге, обычный ум обычного чувствующего существа не исчезнет". Вспомните, памятование это способность непрерывно поддерживать внимание на знакомом объекте. Под "узами памятования" подразумевается субъект здесь и объект там, удерживаемые на месте и связанные памятованием. Однако, когда реализована шаматха, ум обычного существа исчезает в алайявиджняне. Асанга, великий индийский пандита пятого века, также сказал, что после реализации шаматхи памятование освобождается. Вы доходите до момента, когда памятование, которое вы ранее развивали и поддерживали, становится безусильным и освобождается, и вы просто оказываетесь в присутствии в алайявиджняне. Поэтому вы более не пребываете с памятованием, вы более неусыпно не держитесь за объект. Такое происходит вследствие силы медитационных переживаний, куда входят как и ужасные, так и прекрасные. Они нужны для распутывания и слома измышленной структуры вашего ума и для уведения ума на уровень основы.

... "Потом ты переходишь в пустоту алайи, в которой Я, другие и объекты исчезают". Я использовал слово "пустота" вместо "пустотность", потому что это не следует путать с постижением отсутствия самосущности всех явлений. Это просто пусто, там ничего нет. Алайя это пустота в которой Я, другие, объекты исчезают. Там нет проявлений, за исключением периодических "пузырей". Алайя светоносна, но пуста.

Как мы ранее видели, "пространство осознания" это перевод санскритского термина dhatu. В данном контексте пространство осознания, или dhatu, это ничто иное как алайя. Это абсолютная пустота, в которой вы пребываете, это пространство ума, которое пусто. Dhatu определенно сложный термин, имеющий различное значение в разных контекстах. Например, dhatu часто является сокращением от dharmadhatu, которое я перевожу как "абсолютное пространство явлений". В контексте дзогчен под dharmadhatu понимается абсолютная основа, то есть основа всей сансары и нирваны, которая недвойственна от изначального сознания. Если есть всевозможные вселенные плюс нирвана, относительная реальность, абсолютная реальность - ригпа является основой всего, которая недвойственна с абсолютным пространством явлений, dharmadhatu. Это не просто основа, из которой возникает всё. Это основа, являющаяся одним вкусом всего - и сансары, и нирваны.

И это определенно неверно в случае алайи. Алайя не является основой нирваны. Она является основой сансары, вашей личной сансары. Вы можете дойти до этого пространства посредством отхода от чувств и от измышлений. И хотя это не ригпа, Дуджом Лингпа говорит, что этот опыт блаженства, светоносности и пустоты необходим на пути. Мы можем откладывать реализацию шаматхи так долго, как мы того хотим, занимаясь гораздо более тайными практиками. Но, если мы хотим дойти до кульминации развития бодхичитты, випашьяны, стадий зарождения и завершения и дзогчен, рано или поздно нам придется сфокусироваться на практике шаматхи и заниматься ею до тех пор, пока наши умы не растворятся в алайявиджняне, как это описывает Дуджом Лингпа. Это может занять месяцы, даже годы занятий только шаматхой весь день, и для этого придется чем-то пожертвовать. Но если мы отказываемся принять этот вызов, все остальные более высокие практики обязательно упрутся в некоторый предел, который мы не сможем пройти вследствие дисбаланса возбуждения и вялости, который нам еще предстоит преодолеть.

... "Некоторые учителя объясняют алайю, в которую ты спускаешься" - обратите внимание на слово "спускаешься", вы стабилизируетесь там - "как свободу от концептуальных усложнений или как один вкус". Свобода от концептуальных усложнений это один из этапов четырех йог махамудры, это очень глубокое постижение изначального сознания. Соответственно, некоторые люди доходят до алайи и потом наклеивают на это очень название, применяемое к высокому уровню практики махамудры. "Один вкус" это другой, еще более глубокий уровень йоги махамудры.

Учитель здесь очень ясно говорит, что некоторые учителя ошибочно принимают алайю за состояния постижения в махамудре под названиями "свобода от концептуальных усложнений" и "один вкус", в то время как "другие говорят, что оно морально нейтрально". И последнее описание является верным. Данное состояние несомненно морально нейтрально. Пребывание там не приносит глубокой трансформации, и уж тем более не приносит необратимой трансформации, также пребывание там не ведет к накоплению заслуг. Вы просто ничего не делаете, зависли на нейтралке. "Однако, как бы оно не описывалось, по факту, ты распознал сущностную природу ума". Вы дошли до кульминации данной практики и вы постигли природу ума, относительную природу ума. Когда он говорит про "сущностную природу", он не имеет ввиду пустотность или ригпа. Он говорит про неукрашенное сознание, таким, каким оно было до биологический влияний и влияний среды. Здесь сознание обнажено вплоть до его сущностной природы светоносности и когнитивности. Поэтому теперь вы знаете чем, в очень глубоком смысле, является ум, потому что вам ум это не просто ваша психика. Ваш ум это основа, из которой возникает ваша психика".

С другой стороны, кто-то, обладающий усердием, может распознать, что это не является подлинным путем, и посредством продолжения практики медитации все подобные переживания, загрязненные цеплянием за отсутствие, пустоту и ясность, исчезают в пространстве осознания подобно тому, как если бы ты просыпался. Впоследствии внешние проявления беспрепятственны, и веревка внутреннего памятования и устойчиво поддерживаемого внимания обрезана. Тогда ты не связан узами хорошей медитации и не впадаешь в обычное состояние вследствие губительного неведения. Напротив, сияет всегда присутствующее, прозрачное, светоносное сознание, которое выходит за пределы условностей воззрения, медитации и поведения. Без деления на Я и объект такого вида, что можно назвать "это сознание" и "это объект сознания", изначальный, самовозникший ум освобожден от цепляния за переживания.

Алан Уоллес: "Ученик, "обладающий усердием, может распознать, что это не является подлинным путем", может это постигнуть даже на начальном этапе. Это не является непосредственными средствами для постижения ригпа. "Посредством продолжения практики медитации все подобные переживания, загрязненные цеплянием за отсутствие, пустоту и ясность, исчезают в пространстве осознания подобно тому, как если бы ты просыпался". Он указывает на то, что данная практика обладает большими возможностями. Если вы приступите к практике разумно и с усердием, распознаете ограничения сползания в алайявиджняну и увидите проблемы цепляния за какие-либо из её знаков, цепляния за переживания блаженства, светоносности и отсутствия мыслей, эти переживания "исчезнут в пространстве осознания". Поэтому даже эти три отличительных качества алайи исчезают "подобно тому, как если бы ты просыпался".

Имейте ввиду, что алайявиджняна это измерение сознания, в которое мы входим, когда впадаем в глубокий сон без сновидений. И теперь вы пробуждаетесь от этого светоносного глубокого сна, пробуждаетесь от алайявиджняны. "Впоследствии внешние проявления беспрепятственны", в алайе же проявления не были таковыми, "и веревка внутреннего памятования и устойчиво поддерживаемого внимания обрезана". Соответственно, более нет веревки, держащей вас либо за алайю, либо за какой-либо знак, также нет устойчиво поддерживаемого внимания и нет усердного приложения усилий. Эта веревка обрезана.

"Тогда ты не связан узами хорошей медитации и не впадаешь в обычное состояние вследствие губительного неведения. Напротив, сияет всегда присутствующее, прозрачное, светоносное сознание, которое выходит за пределы условностей воззрения, медитации и поведения. Без деления на Я и объект такого вида, что можно сказать "это сознание" и "это объект сознания", изначальный, самовозникший ум освобожден от цепляния за переживания". Вот здесь мы выходим за пределы шаматхи и алайявиджняны, прорываясь к изначальному осознаванию. Заметьте, как гладко и как просто это происходит.

"Когда ты стабилизируешься в открытости, в которой нет обдумываний и нет опоры для внимания, все явления проявляются, так как сила осознания беспрепятственна. Мысли сливаются со своими объектами, став недвойственными с этими объектами, они исчезают. Поскольку ни у одной из мыслей нет опоры, они не являются мыслями чувствующего существа, вместо этого ум был трансформирован в мудрость, сила осознания трансформирована и здесь обретена стабильность. Знай, что это подобно воде, очищенной от осадка".

Алан Уоллес: "Когда ты стабилизируешься в открытости, в которой нет обдумываний и нет опоры для внимания" - нет знаков, то есть ваше сознание более не уведено в алайявиджняну - "все явления проявляются, так как сила осознания беспрепятственна". Отойти от всех проявлений и просто пребывать в пустоте относительно просто. Вы можете даже такой опыт представить. С цеплянием за знаки и с приданием им реальности мы несомненно знакомы. Однако, ригпа немыслима и невыразима. Дуджом Лингпа говорит здесь об отсутствии опоры для внимания, однако все явления продолжают проявляться. "Cила осознания беспрепятственна". Сознание не уведено в себя, оно свободно.

Послесловие

Алан Уоллес: В начальном разделе "Ваджрной Сути" Дуджом Лингпа раскрывает природу ума и потом показывает нам, как взять наши умы со всеми их омрачениями - как путь для постижения относительной основы сознания, алайявиджняны. И как только ум растворился в блаженную, светоносную пустоту, он показывает нам, как прорваться через индивидуализированные потоки ума и постигнуть нашу подлинную природу, изначальное осознавание, которое никогда не было загрязнено какими-либо омрачениями. Он изложил этот путь ясно, доступно и притягательно. Без реализации шаматхи никакие наши медитаций не принесут необратимую трансформацию и освобождение. Но как только мы стабилизировали наши умы в их естественном состоянии, перед нами лежит весь путь Великого Совершенства, манящий нас постигнуть нашу подлинную природу в этой самой жизни. Не найти более великого путешествия, более великого рубежа для исследования и постижения большей свободы, чем это Великое Совершенство, один вкус сансары и нирваны.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments