nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

К пониманию практики намка артэд



Посмотрите внимательно˸ существует ли такое место, из которого появилась земля? А откуда взялась вода? Откуда появились огонь и ветер? А сейчас, вот в данный самый момент, — существует ли абсолютное место, где находятся эти четыре базовых элемента? Попытайтесь найти его. А попробуйте-ка обнаружить место, куда эти элементы исчезают. Разве можно сказать˸ ʼʼΟʜᴎ исчезли туда-то и туда-тоʼʼ? На самом деле эти элементы находятся вне возникновения, пребывания и прекращения. Так описывается внешний йинг, основное пространство всего воспринимаемого. Когда мы обнаруживаем, что все внешние объекты, состоящие из четырёх элементов, не имеют никакого отношения к возникновению, пребыванию и прекращению, то обнаруживаем и то, что абсолютно всё сущее ниоткуда не возникает, нигде не находится и никуда не пропадает, — это принято называть ʼʼобнаружением основного пространства всех внешних явленийʼʼ.

Всё воспринимаемое нами состоит из образов, звуков, запахов, вкусов и тактильных ощущений. Посмотрите на них внимательнее и задумайтесь˸ ʼʼОткуда они берутся? Где они находятся? Куда пропадают?ʼʼ Когда мы действительно глубоко рассматриваем данный вопрос, нам становится ясно, что нет таких явлений, как ʼʼвозникновениеʼʼ, ʼʼпребываниеʼʼ и ʼʼпрекращениеʼʼ. На грубом уровне — четыре базовых элемента (земля, вода, огонь и ветер); на более тонком уровне восприятия — все воспринимаемые объекты˸ формы, звуки, вкусы, запахи и тактильные ощущения — все они по своей природе не имеют никакого отношения к возникновению, пребыванию и прекращению. А когда выясняется, что и воспринимаемые объекты, и воспринимающий субъект никак не связаны с возникновением, пребыванием и прекращением, когда выясняется, что все они полностью и совершенно пусты — тогда всё оказывается основным пространством. Это и принято называть йинг (на санскрите — дхату). Йинг и еше, основное пространство и пробуждённость, — изначально нераздельны, поскольку нашим основным состоянием является единство пустотности и восприятия. Это принято называть единством пространства и пробуждённости. Свойство ясности восприятия в данном единстве может называться ригпа, или осознавание.

Иногда единство шуньяты и пробуждённости называют Самантабхадра, Изначальный Защитник. Некоторые люди считают, что основное пространство просто полностью пусто, а сознание — это нечто совершенно иное, не имеющее к пространству никакого отношения. Но это не так. Основное пространство и пробуждённость едины. Можно сказать, что основное пространство — вода, а пробуждённость — влажность этой воды. Кто сможет отделить воду от её влажности? В случае если бы пространство было пламенем, пробуждённость была бы жаром. Кто отделит огонь от его жара? Точно так же основное пространство всегда сопровождается пробуждённостью. Пробуждённость всегда сопровождается пространством. Одного без другого не бывает; считать иначе было бы непониманием.

Незнание этого единства приводит к тому, что сознание находится в состоянии пустого восприятия, облачённого в неведение.

Вернёмся к тройной небесной практике. Прежде всего пустое внешнее пространство — это просто безбрежное открытое пространство прямо перед нами. Внутреннее пространство пустого сознания — просто шуньята͵ пустотное качество нашего ума. Тайное пространство пустого ригпа, недвойственного осознавания, — это момент, в традиции называемый ʼʼЧетвёртое без трёхʼʼ. Это именно то, на что нам указывает гуру. Пытаться практиковать тройное пространство, не получив указующих наставлений и не распознав ригпа, — это пытаться смешивать два типа пространства вместо необходимых трёх. Есть только два пространства, так как (замечаете вы это или нет) пространство вне вас всегда пусто. Пространство сознания всегда и навечно пусто. Сделано ли внешнее пространство из чего-либо? Состоит ли ваше сознание из каких-либо конкретных вещей? То, что не содержит в себе вещей, принято называть ʼʼпустымʼʼ. Практиковать это, не узнав ригпа, — значит просто смешивать друг с другом два, а не три пространства. Именно это происходит, когда обычный человек расслабляется и глядит в небо.

Вашим глазам требуется контакт с небом, в связи с этим не смотрите вниз, на землю — устремите свой взгляд вверх, в пространство. Наверняка известно, что сознание по своей сути пусто, в связи с этим просто оставьте это пустое сознание в состоянии ригпа. Это принято называть ʼʼуже состоявшимся слиянием трёх пространствʼʼ. В этом состоянии есть возможность быть свободным от фиксации; но имейте в виду, что любая сознательная попытка смешать воедино три пространства всегда сама по себе уже является фиксацией — мы думаем о пространстве снаружи, думаем о пространстве внутри, а потом добавляем˸ ʼʼМне нужно смешать одно с другим, а потом добавить ригпаʼʼ. Это нельзя назвать ʼʼслиянием трёх пространствʼʼ; напротив, это — ʼʼсмешивание трёх представленийʼʼ. А если мы приравниваем эти три представления, концепции, к состоянию ригпа, то получается, что концепции кажутся более важными, чем само ригпа, неконцептуальное осознавание.

В чём смысл занятий практикой тройного пространства? Само по себе пространство ничем не ограничено. У пространства нет ни центра, ни края. Устремить взгляд в пустое пространство — хороший способ для того, чтобы позволить себе испытать, насколько же безгранично и вездесуще состояние ригпа.

Внешнее пространство — вне ʼʼпоявления, пребывания и прекращенияʼʼ; оно является хорошей аналогией для сознания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, как и пространство, вездесуще, пусто и безгранично. По этой причине — объедините метод и знание.

Пусть узнанное вами состояние ума спокойно сольётся с неограниченным внешним пространством. ʼʼМетодʼʼ здесь — это небо, пространство; ʼʼзнаниеʼʼ — осознавание, указанное вашим учителем.

В абсолютном смысле пространство и осознавание — одно и то же. Помещая нефиксированное осознавание в незаземлённое пространство, мы оказываем поддержку своему воззрению. Вот почему говорится, что лучше всего созерцать на открытом воздухе. А самое лучшее — практиковать на вершине горы; так, чтобы с того места͵ где вы сидите, вам везде открывался простор неба, даже вокруг вас и ниже вас. Огромное открытое пространство очень помогает развить в себе воззрение. Великий лама Лорепа из линии друкпа-кагью провёл тринадцать лет на острове, находящемся посреди одного из четырёх великих тибетских озер.

Он говорил, что использование водной глади в качестве опоры для практики принесло ему огромную пользу.

Тулку Ургьен Ринпоче
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments