nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Ведический контекст биджи Дхи



Важнейшее буддийское понятие дхъяны имеет непосредственную связь с ригведийским dhi (мысль, представление, взгляд; поня­тие; интуиция, познание, разум; знание, искусство, молитва; пред­ставлять себе, размышлять). Дхи (видение), которым одаряли боги слагателей ведийских гимнов - риши, служило для них источником вдохновения. Этот термин является ключевым для понимания механизма «диалога» людей и богов в ведийском ритуале.

Согласно широко распространенной точке зрения, традиционное обозначение ведийского канона шрути («слышанное») истолковыва­ется как божественное «откровение», услышанное и затем воспроизведенное певцом во время совершения ритуала. Но, как подчеркивает В. С. Семенцов, такое понимание слова шрути в контексте ведийской культуры основано на недоразумении. Дело в том, что в «Ригведе» «боги вообще ничего не говорят людям, субъектом глагола «слы­шать» (шру) в Ригведе оказывается божество, а не человек» [Семенцов, 1981, с. 16].

Для того чтобы получить ответ от богов, следовало обратиться к так называемому «чикитвас», что означает одновременно «умный» и «видящий». Сферу божественного можно было увидеть особым «ум­ственным взором», а затем уже «увиденное» истолковать на обычном языке. Вот для обозначения такого «умственного видения» и приме­нялись термины: дхи, дхьяна, дхишана. Для овладения подобными способностями требовались особые данные и специальная подготов­ка. Очевидно, «умственное видение» и нормальное зрение находились в некотором антагонизме. Хорошо видящим все подробности житей­ского быта, «привязанным своим зрением к ним», не дано проникать за границы этих видимых форм. В то же время внимание сосредото­ченных на поиске высших истин обычно отвлекается от подробностей окружающей суеты. Оказывается, что обычные органы чувств несут «привязывающую к земле» информацию, и потому «вредоносную» для тех, кто стремится в небесные сферы. Контроль за органами чувств приобретал очень важное значение в психофизической подго­товке совершенствующего, что в полной мере перешло из ведийской культуры в буддийскую дхьяну [Конзе, 1993, с. 47-55]).

Но дхи, дхьяна в «Ригведе» - не просто «посылаемые богами со­общения». Это также, что важно отметить, активный способ воздей­ствия в божественной «бесформенной» сфере, с помощью этой способности, «силы» можно не только что-то «увидеть», но и «создать». В «Гимне к Рибху» «Ригведы» говорится о «прозорливцах, что создали легкоходную неопрокидывающуюся колесницу с помощью виде­ния, (исходящего) из сердца (manasas pari dhyaya» (4, 36, 2). Интерес­но отметить, что Саяна, наиболее авторитетный комментатор «Ригве­ды» в ведантистской традиции, в одном из толкований слова dhisa («вдохновение») фактически приравнивает значения терминов dhisana и prajna [Елизаренкова, 1989, с. 654].

И, наконец, вспомним, что дхи, дхишана, дхьяна оказываются ед­ва ли не главным средством для достижения солнечного «пути богов». В этом они противопоставляются другим, более обычным средствам, которые приводят на лунный «путь предков».

А.Донец, "Герменевтика буддизма"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments