nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

При искусном подведении ученик не заметит, что его ведут к ещё большим трудностям



"И лучше, если умелый учитель постепенно будет приучать своих учеников ко всё более трудным вещам. Тут всё покоится на способе преподавания и на хороших, заранее продуманных принципах, лежащих в его основе; тогда ученик даже не заметит, что его ведут к ещё большим трудностям. Мой покойный отец с успехом пользовался этим способом", - писал в своём трактате Карл Филипп Эмануэль Бах.

Я применил это к развитию ученика в ваджраяне, и, казалось бы, простая, на первый взгляд, мысль, поразила меня. Как хорошо ничего не ждать впереди и не оглядываться, не испытывать жажды поиска и желания что-то изменить или на что-то повлиять!

В то же время гораздо глубже становится понятной мысль о том, что именно гордость делает нас беззащитными перед гьялпо. Ведь это родившиеся духами властители дольнего мира, цари и князья, всю жизнь погружённые в энергии власти, живущие этим, привязанные к этому. Гордые цари мира, одержимые жаждой контролировать происходящее, и обычные люди, стремящиеся во что бы то ни стало одержать верх над происходящим вокруг них, - все они, по сути, объединены одним. Я знаю таких людей, воплощающих это качество. Каждое достижение в их жизни укрепляет их гордость, которая кажется настолько незыблемой для окружающих, что выглядит почти прозаически, почти без пафоса)). Как будто всё так и должно быть. Но при этом они очень ревниво относятся к успехам, качествам и способностям других людей, и в этом проявляется плод яда гордости. По этим признакам очень легко различить ложное величие гордеца. Хотя они могут иметь массу способностей, всё это лишь углубляет их пребывание в двойственности, способности лишь помогают "обустроиться" в сансаре внутренне и внешне.

Приобретённые знания побуждают их маскировать свою гордыню - непрестанное жжение внутри толкает их всё время высказываться по всем поводам, которые связаны с влиянием на людей в их сфере интересов, они подвергают всё публичному сомнению, вовсе не преследуя цель разобраться в явлении, но при этом они постоянно оговариваются, что им "всё равно", вроде как "моё дело просто сказать". Вы всегда сможете увидеть таких способных и говорливых персонажей среди буддистов, христиан и т. д. Они всегда стремятся формировать некое мнение под действием своих клеш, опираясь на сходную карму. Для них это естественно, потому что они ощущают себя значительными людьми, даже не признаваясь в этом себе.

И это и есть пример бОльшей трудности, к которой подводит таких безусловно способных учеников их Учитель. Это может привести к падению ученика, он получает шанс одуматься и изменить курс жизни. Но если у него много актуальной благой кармы, падение преодолевается по инерции общего сильного устремления его жизни, урока не происходит. И тогда гордость становится злокачественной - она отделяет человека от мира, усугубляет его обособленность. Если это залегает действительно глубоко, человек может продолжать заниматься йогой, пранаямами, круто разбираться в традиционных видах восточной медицины, быть искусным в этом и всё же умереть от рака. Потому что окачествованная гордость как бы посылает сигнал миру - "я покоритель, я победитель обстоятельств, я преодолел тебя, мир". Мир отвечает - "хорошо, обойдись без меня". И человек умирает. Так заканчивается эта глупая беспросветная борьба весьма способных ко многому людей.

Сегодня, когда вы видите этих людей "на коне", не обманывайтесь - они действуют, побуждаемые восемью мирскими дхармами, даже говоря об Учении и садясь на подушку для медитации.

В махаянской сутре «Вопросы Брахмы» сказано: «Отсутствие цепляний – щедрость, непривязанность к правилам и ограничениям – поведение, непостоянство – приятие, неусилие – усердие, безмыслие – медитация, несфокусированность – мудрость».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments