nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Интересный материал. Редко путешественники пишут на эту тему вменяемо

Ваджрайогини | Налджорма Линг — ретритный центр

В неварской традиции Ваджрайогини имеет четыре основных аспекта, у каждого из которых есть свой храм в долине Катманду. Храмы отмечают основные направления долины и расположены в священных местах: Санкху, Парпинге, Биджешвари и Гухьешвари. Если первые три храма принимают туристов и паломников со всего мира, то в последний, в Гухьешвари, иностранные посетители не допускаются.

Ваджрайогини поклоняются в долине Катманду неслучайно. Её имя ассоциируется с древнейшим прошлым всей долины. Согласно ряду легенд и «Сваямбху-Пуране», в изначальные времена дно долины покрывало огромное озеро, благодаря которому Будды и Бодхисаттвы получали глубокий опыт, находясь в медитации. Например, Манджушри во время практики увидел Чакрасамвару с великой йогиней. Он воспринял это видение как знак того, что долина станет наиболее подходящим местом для практики людей на много поколений вперёд. Но, к сожалению, энергия ушла из долины вместе с водой, схлынувшей через расщелину в скалах. И не вернулась до тех пор, пока Манджушри не обратился за помощью Ваджрайогини.

Непал очень интересен в плане своего географического положения. Расположен он на пути из Индии в Тибет (и наоборот). Климат Тибета и Индии очень отличаются. Путник, попавший из высокогорного прохладного Тибета в жаркую равнинную по преимуществу Индию, испытает много проблем. Если человек поднимается с равнины, ему тоже нужно привыкнуть к высоте. Веками путники задерживались в Непале, чтобы акклиматизироваться, привыкнуть к новым условиям.

Падмасамбхава, когда шёл из Индии в Тибет, остановился в Непале, в Парпинге. Он практиковал в местных пещерах около 12 лет, визуализируя здесь образ Важрайогини (конечно же, он занимался и другими практиками). Именно по его приказу и было построено первое святилище в честь видения образа Ваджрайогини в Парпинге.

Медитация | Буддийское искусство, Медитация и Буддизм

Каждая из практик, связанных с почитанием дакини или йидама, имеет божественное происхождение. Но при этом разные великие мастера могли получить разные образы-видения йидамов во время практики медитации. Передавая практику дальше, мастер ничего не придумывал и не воображал, он пересказывал лишь то, с чем столкнулся во время своего духовного опыта. Обычно такие практики предавались по линии устной передачи, от учителя к ученику. Со временем возникала необходимость запечатлевать эти образы в тханках или статуях, для того чтобы они могли служить людям опорой во время их практики. Никакой земной рисунок не в состоянии передать небесное видение. Такие изображения лучше воспринимать как схему-подсказку к практике визуализации. Конечно, не каждый автор тханки или статуи был благословлён соприкосновением с божественным миром. Одни мастера запечатлевали то, что видели, ну а другие просто копировали их изображения.

Первоначально традиция изображения Ваджрайогини опиралась на опыт мистического видения великого мастера Наропы. Он получил её образ в форме Наро Кхандрома (Наро Кхачо, Наро Кхечари) — стоящая в двойном тетраэдре прекрасная шестнадцатилетняя девушка с телом красного цвета.

Но история Парпинга связана не с Наропой, а со знаменитым Вагишваракирти (он жил в XI веке). Этот великий практик линий Гухьясамаджи, Самвары и Хеваджры, а также буддийский учёный упоминается в «Синей летописи», важном первоисточнике, содержащем сведения о тибетской истории и культуре. Йогин был известен как один из величайших учителей своего времени и сердечный ученик Наропы, то есть его ближайший преемник.

Проведя долгие годы с учителем и получив от него практику визуализации Ваджрайогини в вариации Наро Кхачо, братья Памтингпа (а в Непал Вагишваракирти пришёл со своим братом Бодхидхарой) принесли это учение в Непал и Тибет. Сейчас уже трудно сказать, была ли им присвоена эта «фамилия», потому что они долго практиковали в Парпинге, или же напротив, Парпинг получил своё наименование по названию той индийской деревушки, в которой родились братья.

Надо добавить, что они принесли в Тибет и множество других учений, например, посвящения в практику Калачакры и Мандалу Чакрасамвары. Старший из братьев, Вагишваракирти, был учителем Марпы в течение трёх лет, и именно он посвятил знаменитого переводчика и учителя Миларепы в ритуалы Чакрасамвары.

По словам Глена Муллина, братья много лет провели в ретрите в Парпинге, что очень важно для достижения реализации в практике Ваджрайогини. Усердие Вагишваракирти в практике не осталось невознагражденным.

Образ, по которому сделана статуя дакини, которую мы и сейчас можем видеть в храме, получен в видении Вагишваракирти. О том, что этот образ не просто плод больной фантазии, а действительно результат глубокой практики, свидетельствовали чудеса. Предания сохраняют помять о том, что эта статуя разговаривала с людьми так, как могла бы разговаривать проявленная в материальном теле дакини. Данные об этом приводит, к примеру, Кит Доумен.

Этот образ называют по-разному: Уддхапада Ваджрайогини (йогини на одной ноге) и Памтинг Йогини. Индусы почитают его как форму Тары. Также этот образ называют Майтри Качо. Потому что до того, как явиться в Парпинге, являлся являлся Майтрипе, великому сиддху, в своё время учившемуся в Викрамашиле под руководством Атиши, но исключённому за «плохое поведение».

Как и большинство форм Ваджрайогини, она ослепительно красного цвета. Сверкающее ярко-красное тело йогини символизирует космическую энергию и сверкание пламени её внутреннего огня, огня Туммо (неслучайно эту йогини иногда изображают окружённой языками пламени). Подтверждая огненную сущность дакини, в храме постоянно зажигают огонь.

У великой дакини три глаза, один из которых находится на лбу, между бровей. Они символизируют способность одинаково чисто видеть прошлое, настоящее и будущее. Дакини — это существо, обитающее в чистых землях и способное привести туда же своих последователей.

Правой ногой Ваджрайогини попирает лежащее на земле мирское божество Махешвару, а другую ногу поднимает по направлению к небу. Сама дакини при этом исполняет небесный танец. Один из традиционных эпитетов разных дакини — «небесные танцовщицы». Дакини по своей сути является персонифицированной небесной энергией. И танец символизирует непрерывное движение этой энергии, её активность. Танцуя, дакини даёт понять всем окружающим, что она и есть источник той энергии, которая может быть трансформирована в любые материальные и духовные блага.

Ваджрайогини практически всегда изображается в союзе со своим духовным супругом — Чакрасамварой. Но иногда он представлен в виде многорукого божества с телом ослепительно-синего света (синий цвет обозначает недвойственность). А иногда его символизирует кхатванга, лежащая на левом плече Ваджрайогини. В варианте Майтри Качо (который мы видим в Парпинге) Чакрасамвара изображён в виде кватанги — жезла с длинной рукоятью.

В правой руке дакиня держит острый нож, картику. Этот нож способен отсекать все омрачения и заблуждения и иллюзии. Левой рукой она подносит ко рту чашу из черепа. Божественные лев и божественная красавица бхагини, прислуживающие дакине, находятся по обе стороны от неё.

Вероятно, статуя была первоначально сделана во времена самого Вагишваракирти, но позже подвергалась реконструкции и восстановлению последующим ваджрачарьей (буддистским священником ваджраяны из неварской общины). Сам образ находится во внутреннем святилище, и паломники проходят к нему через узкий коридор. Иногда эту статую прячут за посеребрённую дверь.

Помимо изображения Ваджрайогини, о котором мы говорили выше, есть ещё одна статуя, стоящая в отдельной камере, в стороне. С точки зрения иконографии, она точно такая же, как и основной образ, которому поклоняются в Парпинге. Но её лицо жёлтого цвета. Говорят, что эта статуя принадлежала великому учителю Марпе. За время своей жизни он не раз путешествовал из Тибета в Индию и, видимо, останавливался в Парпинге, чтобы поклониться Ваджрайогини.

Святилище Ваджрайогини находится на верхнем уровне здания. В нижнем, называемом Гандакоти, расположена статуя Авалокитешвары. Слева от него — жёлтая Тара, а справа — Будда Шакьямуни в окружении двух его главных учеников.

Ещё одно чудо Парпинга — это самопроявленный в каменной породе образ Зелёной Тары, возникший недалеко от храма. Он не был вырезан ремесленником… Рельефный образ появился в скале около 1970-х годов, сначала был очень маленьким, но за несколько десятилетий вырос до современных размеров. Со временем он становится всё чётче.



Говорят, что прямо над ним начинает проявляться ещё одно изображение — слоноголового бога Ганеши. Тибетцы называют это явление ранчжуном, или «самосознанием». По словам лам, такое происходит благодаря тому, что здесь постоянно практикуют сильные йогины. Эти образы — результат их медитативных практик.



За последнее десятилетие около самопроявившихся образов был построен храм, содержащий бронзовые скульптуры двадцати одной Тары, а также красивые изображения каждой из них. Фрески, изображающие 84 знаменитых махасидков, тысячерукого Авалокитешвару покрывают стены в комнате соседней с храмом самовозникшей Тары.

Многоуровневый храм Ваджрайогини был построен в XVII веке в форме непальской пагоды. Считается даже, что форма храма-пагоды в Непале и возникла и уже оттуда распространилась по другим странам, в частности пришла в Китай. При этом прототипом для храма-пагоды послужила обычная буддийская ступа. Именно ориентируясь на её геометрию, архитекторы стали возводить многоярусные здания.

К сожалению, некоторые здания храмового комплекса сейчас нуждаются в ремонте. Кое-где вываливаются кирпичи. Но сам храм и многие статуи внутри за последние годы были значительно отреставрированы. Тем не менее не стоит верить глазам, которые могут наткнуться на что-то неприглядное: трещину в каменной стене или пыльную грунтовую дорогу. Здесь, в этих местах, происходили величайшие события, которые принесли благо всем живым существа. Несмотря на невзрачную повседневность, на скудный быт живущих здесь людей, дух великих событий живёт здесь и в окрестных скалах, и в храмовых зданиях.

Каждое просвещённое существо в обширном тибетском буддийском пантеоне представляет собой уникальный метод или путь к Просветлению. Тем, кто чувствует кармическую связь с Ваджрайогини или хочет заниматься практиками в этой традиции, рекомендуется посещать места, связанные с великой йогиней, персонифицирующей великую космическую энергию. Именно так можно получить благословение Ваджрайогини, независимо от того, с какой именно её формой вы будете выстраивать контакт. Все они — всего лишь разные проявления одного и того же великого просветлённого существа, указавшего путь к освобождению.

https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&ved=2ahUKEwie4N3cvoTeAhUI_CoKHbhpAiMQjxx6BAgBEAI&url=https%3A%2F%2Fwww.oum.ru%2Fliterature%2Fbuddizm%2Fkhram-vadzhrayogini-mesto-gde-praktikovala-eshe-tsogyal-i-drugie-yogi-proshlogo%2F&psig=AOvVaw3uJz46GdsjEoAPOl9yMOqw&ust=1539556772620548
Tags: Ваджрайогини, Наропа, Непал, буддизм, ваджраяна, история, передача
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments