nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Ригдзин Цеванг Норбу как инициатор внесектарного движения Римэ



Началось всё с традиции Долполы Шераба Гьялцена и воззрения школы джонанг. Как известно, монастыри, где практиковали это воззрение, были захвачены школой гелуг. Формальный запрет традиции джонанг распространялся, в основном, на Центральный и Западный тибет, и единственным центром, в котором открыто поддерживались учения жентонг и Калачакры, был монастырь Дзамтанг, находящийся в районе Восточного Амдо (сегодня это китайская провинция Сычуань). Однако сохранение и распространение этих учений продолжало осуществляться не столько благодаря этому монастырю, сколько влиянию некоторых великих мастеров традиции ньингма и кагью. Наиболее ярким примером такой деятельности может служить ньингмапинский мастер Катог Ригдзин Цеванг Норбу (1698–1755), который был признан перерождением одного из главных учеников Долполы — Мати Панчен Лодре Гьялцена.

В детстве он получил передачу некоторых учений джонанг от своего первого учителя. Уже в зрелом возрасте он получил от великого йогина Кунсанга Вангпо более полную передачу, в том числе, посвящение Калачакры, а также комплекс наставлений по «Шестичленной йоге» и многие другие. После этого Цеванг Норбу развернул весьма активную деятельность по передаче учений джонанг в Центральном Тибете. В частности, для множества собравшихся он провел целый цикл посвящений и наставлений в самом монастыре Джонанг. Надо сказать, что несмотря на гелугпинское влияние, многие монахи обращенных монастырей джонанг предпочитали придерживаться старых традиций. Он также передал эти учения Тринадцатому Кармапе Дюдюлу Дордже (1733–1797) и десятому Шамарпе Чодрубу Гьяцо (1742–1792).

Но гораздо больший вклад в продолжение линии джонанг он сделал как учитель великого Ситу Панчена Чокьи Джунгне (1700–1774), которому передал все свои знания и попросил поддерживать глубокое учение жентонг. Поэтому неудивительно, что именно Ситупа в свое время более, чем кто-либо, способствовал распространению воззрения жентонг. Именно он первым попытался объединить воззрения жентонг и махамудры. Энтузиазм этих двух ученых позже воплотился в целое движение по сохранению и восстановлению несектарных традиций римэ (ris med), которое поддержали такие великие мастера, как Дза Патрул (1808–1887), Джамгон Конгтрул (1813–1899), Джамьянг Кхьенце Вангпо (1820–1892) и Мипам Гьяцо (1846–1912). Далее эта линия передачи джонанг через Джамьянга Чокьи Лодро (1896–1959) перешла к ньингмапинским мастерам Дилго Кхьенце Ринпоче, Рабсел Дава (1910–1991) и Дуджома Ринпоче Джигдрал Еше Дордже (1904–1987).

Из предисловия к книге Долполы Шераба Гьялцена "Горная дхарма. Часть 1-я. Основа"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments