nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Введение в тантру Ваджракилы согласно "100 000 чёрных пурб" Царицы Еше Цогьял



(3) Раздел "введение в тантру" также имеет три части: 1) Время, когда возникла
ваджрная колесница Тайной мантры; 2) способ, которым вся Дхарма распределяется по
категориям девяти колесниц и 3) классификация тантры Ваджракилы и ее отношение к трем
колесницам.

(3.1) Первая тема состоит из двух частей: 1) Обстоятельства, при которых эта тантра
была передана учителем и 2) время, в которое она появилась в мире людей.

(3.1.1) Согласно воззрениям двух внешних разделов тантры (phyi rgyud sde), в крия-
тантре говорится, что [соответствующие учения] были даны нирманакаей Шакьямуни, а в йога-
тантре сказано, что они были даны [самбхогакаей] Вайрочаной. Согласно же [внутреннему
разделу] (rnal 'byor bla med kyi rgyud) ануттара-йогатантры, учителем был [Дхармакая]
Ваджрадхара, который учил из своего местопребывания в Дхармодае (chos 'byung).

(3.1.2) Что касается второй темы, времени, в которое они появились в мире людей, то
здесь тоже две части:

Некоторые говорят, что Будда предсказал на своем смертном одре:

Когда я уйду из этого мира людей,
Спустя сто двенадцать лет
На юго-западе нашего мира
На горе под названием Славная (Шри)
Благодаря магической силе Ваджрапани
Появится сущность священной доктрины.

И, как здесь было объяснено, когда прошло 112 лет, однажды царю Индрабхути
приснился сон, в котором все направления пространства были заполнены светом и драгоценные
тома книг [учений] спускались сами по себе [на крышу его дворца]. Проснувшись, он
обнаружил, что все было именно так, как он видел [во сне]. Не в силах постичь [смысл текстов],
он доверил их дакини, которая хранила их в своей сокровищнице, пока ее не попросили
открыть их Нагарджуне и остальным сиддхам. Так было сказано.

Другие полагают, что [царь Индрабхути показал эти тексты] Кукурадже, который жил в
пещере Шрипарвата и спросил, как он их понимает. И тогда гуру подумал: "Если я ошибусь в
разъяснении этих текстов, тогда царь рассердится и накажет меня. И, может быть, я буду
казнен". Чтобы обезопасить себя, он объяснил царю, как рассматривать воззрение. Царь сделал,
как ему было сказано, но, все же, не смог понять ни единого слова. Однако среди текстов была
садхана Ваджрасаттвы, и, в результате этой практики, он увидел божество прямо перед собой.
Затем он написал несколько комментариев, которые сохранились до наших дней.

Версия нашей школы, поддерживаемая учениями тантр, состоит в том, что нирманакая
Шакьямуни на своем смертном одре, когда он собрал всех своих учеников, которые не были
связны с пятью родами (богов, нагов и т.д.), на вопрос Кунджары, владыки видьядхар и члена
этого собрания: "Хотя ты учил трем корзинам учения, колеснице обладающей
признаками, собираешься ли ты уйти в нирвану, не дав колесницу Тайной Мантры
(гухьямантра) результирующего плода? И кто заменит тебя, когда ты уйдешь" - ответил так:
"Твой недоуменный вопрос хорош. Великий путь тайной мантры, определенно, является
истинной колесницей. Есть два и десять условий для его возникновения. Каковы они? Он
возникает, чтобы очистить мучение заблуждающегося неведения. Он возникает, если некто
полностью упорядочил светильники. Он возникает, если появляются какие-либо бедствия. Он
возникает, если сердце истинно готово войти в пробужденное состояние (бодхи). Он возникает,
чтобы осветить реальность глубокого намерения. Он возникает как средства укрощения тех,
которые должны быть обращены. Он возникает для дарования благословений. Он возникает,
если все традиции прославляются. Он возникает, когда есть любой повод для действия. Он
возникает для того чтобы продемонстрировать истинный смысл устной традиции. Он
возникает, если поток действий пресечен. Он возникает, если глубокое понимание выводит [за
пределы]. Он возникает из чего угодно и из всего. Он проявляется всегда и повсюду". Сказав
это, Будда назначил Ваджрапани своим представителем. И сказав это, он ушел в нирвану.

Спустя 112 лет пять [видьядхар] подлинно просветленной семьи (dam pa'i rigs), а именно:
Яшасви Варапала - видьядхара богов, Такшака - видьядхара нагов, Улакамукха - видьядхара
якшей, Матьяупаика - видьядхара ракшасов и Личчхави Вималакирти - видьядхара людей,
проявились из своих состояний полного покоя (yang dag 'jog) и, прославляя наследие Будды,
собрались на метеоритной вершине горы Малая. Обратив свои лица к небу, они воскликнули в
один голос: "Эх, Увы! Теперь этот светильник мудрости погас, и кто же рассеет тьму? С
наследством учителя, кто покорит демонов и иноверцев? Когда появится тайная мантра
абсолютного смысла? И когда мы будем рассматривать вещи, которыми мы дорожим, как
бесполезные и ядовитые? Прежде учения Будды возникали, оставались некоторое время, а
затем угасали. Куда они ушли после Паринирваны? Где они теперь? Кто будет прибежищем и
защитой для всех миров, которые лишены защитника? Кто займет его (Будды) место?" Этими
словами 25 стихотворных строк они выразили свое отчаяния.

Их жалобы были услышаны океаном Победоносных (джин), которые тут же призвали
Ваджрапани, владыку тайных учений, чтобы он рассеял печаль. И Ваджрапани пришел на
вершину горы Малая. Удивившись и обрадовавшись увидев его, пять видьядхар спросили: "Кто
ты? Кто твои отец и мать, и откуда ты пришел?" Ваджрапани ответил: "Я - неколебимая ваджра.
Великая пустотность - мой дом. Я принадлежу линии великой ваджрной семьи. Мой отец
- безграничная высшая искусная активность, а моя мать - мудрость за пределами выражения. Я
существовал с безначальных времен. Я - потерянная "исполняющая желания драгоценность",
камень, который является драгоценным эликсиром. Им обладают бессознательно, но его потеря
остро ощущается. Существа, помраченные болезнью кабалы, в неведении блуждают в густой
тьме. Но, благодаря тому, что мудрый наставник показывает путь, эта драгоценность, которая
была совершенно потеряна, обнаруживается внутри самого себя. Она не обнаруживается в
других. Однако суть нахождения - это вовсе не нахождение, поскольку реальность этой потери
состоит в том, что ничего не было потеряно. Привязанность к обретению мудрости - это
неведение, и эта вещь, рассматриваемая как 'потерянная', оказывается уже в наших руках. В
этом собрании я объясню все это ясно, чтобы будущие линии передачи, исходящие от вас,
видьядхар, богов и людей, могли восхваляться". И, после этого обращения, они вновь
обратились к нему с вопросом: "Не мог бы ты рассеять нашу печаль!"

Тогда Владыка Тайн начал учить: "Что касается ваших жалоб относительно угасания
светоча мудрости, то Просветленный не полностью ушел за пределы этого мира страданий, и
Дхарма тоже не угасает, поскольку она содержится в правилах дисциплины (винаи), которая
приводит заблуждающихся существ к созреванию. Ради блага ленивых учитель проявился как
родившийся и умерший. {265} Сам ум является Ясным светом, который рассеивает тьму". Так
он скзал.

- Но кто будет покорять демонов и иноверцев?
Вс"який злонамеренный и непокорный будет покорен силой безсамостной пустотности
(анатмашунья)", сказал он.
- Когда же появится учение Тайной мантры?
- Тайная мантра появится, когда существа будут укрощены.
- Каково наказание за торговлю ей?
- Торгуя эликсиром от яда, оба (покупатель и продавец) будут уничтожены.
- А что можно сказать о возникновении и угасании учений?
- Вначале они возникают свободными от рождения и смерти, но к концу, они остаются
совершенно невыразимыми. И если они не имеют ни начала, ни конца, у них нет ни
предшествующего, ни последующего возникновения.
- Куда они ушли отсюда и где они теперь находятся?
- Отсюда - в естественное состояние (татхата, de bzhin nyid). В нее они ушли, пребывая
в сфере великого пространства. Сам Ясный свет Ума (sems nyid 'od gsal) провозглашается как
Учения.
- А кто будет защищающим владыкой для тех, у кого нет защитника?
- Изначальная мудрость не-рожденной природы (skye med dbyings kyi ye shes) и есть
великое прибежище для всех тех, кто не имеет защитника.
- Кто же будет преемником Будды?
- Он появится из рода живых существ в окружении бесчисленных победоносных (rgyal
ba). Только когда последовательность живых существ в самсаре придет к концу, тогда
прервется благородная линия передачи будд. {266} Эманация Будды возникла спонтанно, и
когда он ушел, он не исчез, но ушел в естественное состояние Таковости. "Выход за пределы"
('das) и "не-выход за пределы" это одно и то же. Зачем беспокоиться о его присутствии или
отсутствии?" Говоря об этом, он рассеял [все сомнения].

Таким образом, это истинный смысл сказанного относительно происхождения Тайной
мантры, для того чтобы унять печаль недалеких (rmongs pa).

Также есть и другое мнение, в котором утверждается, что Тайная мантра появилась,
когда пришло время для искусных методов усмирения. Это детально объясняется в разделе,
посвященном Учителю, где сказано, что он появился, когда возникла необходимость
контролировать Рудру.

На этом завершается часть, посвященная обстоятельствами возникновения учения
Тайной мантры.

(3.2) Вторая тема посвящена способу, каковым вся Дхарма распределяется по девяти
Путям или Колесницам. Здесь также две части: 1) Объяснение, которое соответствует трем
священным Телам будды (трикая) и 2) объяснение сери девяти колесниц.

(3.2.1) Что касается первого, то в "Корневой тантре ваджрного" гнева сказано:

В этом местопребывании совершенной полноты,
В измерении (ngang), свободном от рождения и смерти,
В измерении, свободном от усложнения и собирания,
Из самого измерения Ваджрадхармадхату,
Из благословения Дхармакаи
Я возник в форме Самбхогакаи
И продемонстрировал форму Учителя,
Хорошо объясняющего все тантры,
Не отклоняясь от ваджрного смысла.

И в соответствии с тем, что здесь сказано относительно раскрытия первого Тела,
Дхармакаи, имеются три фактора: Сказано, что Учитель является безыскусной изначальной
мудростью (spros med ye shes), "Телом изначальной мудрости всех будд (ye shes sku)".
Местом является Дхармадхату, как было сказано выше: "Из самого измерения
Ваджрадхармадхату". Окружением (свитой) является спонтанное проявление в обличии
"неудержимых, пылающих и гневных" ('bar ba'i kro bo mi bzad pa).

Кроме того, есть три фактора, касающихся Самбхогакаи: говорится, что Учитель
сверкает украшениями света, возникшими "из сияния великого синего символа" (mtshon chen
sngon po'i bar ba). Место описывается как небеса Акаништхи "в центре пространства". Свита
состоит из мужских и женских гневных существ в окружении [контролирующего все] сущее
Ваджракилы (srid pa rdo rje phur pa).

Нирманакая также обладает тремя аспектами: Учитель - это Ваджрадхара, о котором
сказано: "Ненависть уничтожается посредством ваджрного гнева". Место - это лотос супруги,
на что указывают слова: "Зарождается в форме [нетленного] Тела". И окружение мандалы
состоит из существ шести уделов, возникающих как боги, поскольку: "[Все] сущее является
божеством Ваджракилой".

Как сказано в тантрах самбхогакаи и нирманакаи: "Пришло время великой самаи!
Пришло время великого воплощения!"

(3.2.2) Что касается второй темы [объяснения девяти колесниц], то в "Корневой тантре
ваджрного" гнева сказано:

Вайбхашики - это обычные существа, [приверженцы] этернализма и нигилизма,
Наивные и ограниченные существа -
Шраваки, верящие в реальность внешнего мира.
Пратьекабудды цепляются за свой собственный ум, а
Бодхисаттвы разделяют практики причины и результата.

В крия-тантре относятся как к высочайшему владыке,
В йога-тантре, оно (божество) подобно абсолютному другу.
Упая-тантра рассматривает воззрение и поведение,
Не считая, что одно выше другого.
Это наивысшее учение Ваджракилы
Является трансформацией ('phrul) многих состояний ума:

Зарождаясь согласно махайога-тантре,
На нем медитируют на пути ануйоги,
Как на иллюзорной природе самого ума.
И наконец он становится совершенным в результате атийоги,
Без особых усилий, вне возникновения и прекращения.

Каким образом он является пространством (dbyings) совершенной мудрости и
средств? Так как он есть самовозникающая (rang byung) изначальная мудрость.

Это согласуется со сказанным здесь, что в девяти колесницах есть три низших воззрения,
три средних и три высших. Что касается низших взглядов, то самая низшая - колесница
шраваков. Средняя - колесница пратьекабудд, и высшая среди низших - колесница бодхисаттв.
Низшая среди средних - это колесница крия-тантры, средняя среди средних - это упая-тантра, и
высшая среди средних - это йога-тантра. Низшая среди высших - это тантра махайоги.
Средняя среди высших - это агама ануйоги, и высшая среди высших - это упадеша атийоги.
Такова последовательность девяти классов [учений].

Ритуалы и активности (чарья) божества Ваджракилы согласуются с предписаниями
махайоги, но воззрение понимается в соответствие с атийогой. Что касается медитации
(gom pa), то нет ошибки в том, чтобы медитировать согласно системе ануйоги.

Кроме того, хотя есть бесчисленное количество тантр в рамках переданных предписаний
ануйоги, вкратце они могут быть сведены в четыре категории: тантра искусных методов (упая),
тантра совершенной мудрости (праджня), недвойственная тантра мудрости и искусных средств
(адваяпраджнупая), а также великая общая тантра тайных предписаний (gsang ba spyi rgyud
chen po). Те тексты, в которых преобладают женские божества и где главным образом
говорится о неописуемой [пустотности], классифицируются как тантры мудрости (shes rab).
Там же, где преобладают мужские божества и главным образом учат непрерывной
[активности], это тантры искусных средств. Недвойственные тантры - это те, где содержатся
мужские и женские божества, такие как тантра Килаи недвойственной мудрости и средств,
которая демонстрирует отсутствие измышлений (spros bral) с точки зрения не-возникновения
(skye med). Все эти темы описываются в великой общей тантре тайных наставлений.

На этом завершается краткое описание девяти колесниц.

(3.3) Классификация [тантры Ваджракилы]. Это происходит на двух основаниях:
1) в связи с относительной истиной и 2) в связи с абсолютной истиной.

(3.3.1) На вопрос: "Какую тантру можно процитировать в связи с относительной истиной
Ваджракилы?" Какая сутра может обосновать это? Какая система передаваемых наставлений
(агама) объясняет это и в устных наставлениях (упадэша) каких гуру это показано?"
[Отвечается:] Об этом говорится в тантре, которая называется "Высшее осознавание"
(Видьоттама-тантра, rgyud rig pa mchog gyi rgyud) из 100 000 разделов, в главе о ваджрном
семействе (ваджракула). Также это описывается в "Сутре играющей кукушки" (mdo khu byug
rol pa). Среди агам это описывается в "Белой агаме места" (dkar po gnas lung), в "Красной
агаме жизненной силы" (dmar po srog lung), в "Черной агаме мантры" (nag po sngags lung) и в
других. И это также описывается в устных наставлениях (упадэшах) ачарьи Падмасамбхавы.

Стадия зарождения (утпаттикрама) описывается в Килагухья-тантре (phur pa gsang
rgyud), а стадия завершения (нишпаннакрама) полностью раскрывается в Киланирвана-тантре
(phur pa myang 'das).

Шесть тайных заклинаний описываются в "Черном тайном колесе" (gab pa 'khor lo nag
po), а все ритуалы и активности описываются в "Тантре комментариев к гневной мантре
Ваджракилы" (phur pa ngan sngags gtsug lag rgyud).

Это - сущностные собрания (bcud bsdus pa) среди множества разделов тантр. Что
касается категорий высших и низших колесниц, то они относятся к высшим. Что касается
категорий тайного и открытого, они - тайные. Что касается категорий внешнего и внутреннего,
они - внутренние. И что касается девяти классов колесниц, они относятся к восьмому классу.
На этом завершается обсуждение с позиции относительной истины.

(3.3.2) С позиции абсолютной истины: Поскольку неправильно говорить, что
Ваджракила не может охватить все учения Дхармы, оно (это учение) относится ко всем девяти
колесницам, а также к двенадцати категориям учений сутр (дхармаправачана), к четырем
классам тантры, к драгоценной трипитаке, к трем тренировкам (bslab pa), а также охватывает
все тантры, агамы м упадэши.

Прежде всего, [Ваджракила относится ко всем девяти колесницам, поскольку] Кила
возникает как черные благовония (bsangs) для шраваков; Кила возникает как черные колючие
растения (gzem) для пратьекабудд; Кила возникает как черные тайны (gsang ba) для бодхисаттв;
Кила возникает как "Ваджрный покоритель" (Ваджравидарана, rdo rje rnam 'joms) в
крия-тантре; Кила возникает как "Магическая сеть" (Маяджала, sgyu 'phrul drwa ba) в йога-
тантре; Кила возникает как "Сутра играющей кукушки" (Кокилалалита, mdo khu byug rol pa) в
тантрах махайоги; Кила возникает как Видьоттама-тантра в 100 000 разделах в предписаниях
ануйоги и Кила возникает как "Борьба между тигром и львом" (stag seng kha 'thab kyi rgyud) в
устных наставлениях атийоги.

Далее, [что касается 12 категорий слов Будды], то: Поскольку тексты тантры делятся на
две категории сутр (mdo sde) и комментариев ('bum sde), есть сутра Ваджракилы. Поскольку
базовые тексты состоят из стихотворных строк, есть строфы (гатха). Поскольку приводятся
многие примеры, есть гимны и восхваления (гея). Поскольку описывается то, как Рудра был
покорен, есть чудесные истории (адбхутадхарма). Поскольку есть введения (ознакомления) со
всеми тантрическими традициями, есть введение (нидана). Так же и с остальными.

Кроме того, то, что осуществляется телом и речью, учитель раскрывает в крия-тантре.
То, что осуществляется умом, учитель раскрывает в йога-тантре. Активность тела и ума
учитель раскрывает в упая-тантре. А также наслаждение (rol pa) пятью видами мяса и пятью
нектарами описывается в учениях нируттара-тантры (bla na med pa'i rgyud).

Затем [что касается Трипитаки], то поскольку эти доктрины Ваджракилы проявляются
способом, который выходит за пределы рационального ума, они относятся к абхидхарма-
питаке. Поскольку они учат многим основным и вторичным обетам, они относятся к виная-
питаке. И поскольку они демонстрируют относительную и абсолютную истины, они относятся
к сутра-питаке.

Кроме того, [что касается трех тренировок], то поскольку содержит много учений,
связанных с передачей мудрых советов и сохранением [обетов], есть тренировка дисциплины
(шила). Упражнение в мудрости (праджня) описываются в учениях о пустотности, а многие
медитации (бхавана) стадии зарождения и завершения раскрываются в тренировке устойчивого
сосредоточения (самадхи).

И, наконец, поскольку [тантра Ваджракилы] объясняет пять видов совершенной полноты
(phun sum tshogs), это царственная тантра. Поскольку объясняются 64 серии передачи
предписаний (агам), это непревзойденные предписания. И поскольку объясняются 108 устных
наставлений (gdams ngag), это упадеши абсолютного смысла (man ngag nges don).

И, как сказано в "Белой агаме места" (dkar po gnas lung):

Ваджракила - это царственная тантра,
Ваджракила - это непревзойденная агама,
Ваджракила - это упадэша абсолютного смысла.

Совершенно очевидно, что это так. На этом завершается введение в тантру.


САРВА МАНГАЛАМ!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments