nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Когда путь как плод



Когда тантрический гуру даёт посвящение ученику, оно даётся исходя из полной уверенности в том, что ученик — это будда.

В текстах говорится, что тот факт, что вы слышали или читали об этой истине хотя бы однажды, — результат накопления благой кармы во многих жизнях. Но верите ли вы в это на самом деле? И если верите, поступаете ли в соответствии с этим знанием? Обладаете ли вы уверенностью в этом понимании — не только интеллектуально, но также на основе опыта?

Речь не о том, чтобы прочитать предложение «Все существа — это будды», закрыть книгу и убрать её на полку. Следовать по пути означает поступать, как будда, думать, как будда, пребывать, как будда, проявляться, как будда, посылать кому-то смс, как будда, слушать ворчливого друга, как будда, стоять в очереди за продуктами, как будда, надевать вечерний костюм с галстуком-бабочкой на ужин в Букингемском дворце, как будда. Метод развития дисциплины — поддерживать осознавание того, что все существа, включая Дональда Трампа и Пол Пота, являются буддами и что каждое место, включая Патпонг (ночной рынок и район «красных фонарей» в Бангкоке) и Лас-Вегас, — это чистая земля будд; это то, что мы называем путём плода ваджраяны.

На пути плода, поскольку все явления в равной степени являются чистыми и совершенными, не существует различия между учеником и гуру — они в равной степени являются буддой.Учёный-нигилист из Оксфордского университета, священник-этерналист из Ватикана и гималайский йогин в равной степени являются буддой. Между ними нет ни капли разницы. Ученик, наделённый подходящими способностями и условиями, может даже получить благословения от Ричарда Гомбриха или Стивена Бэчелора. Но чтобы был достигнут результат, в точности должны быть собраны необходимые причины и условия. Если обыкновенный Джо встретится с таким анархистом, как Ноам Хомский, и необходимые условия будут отсутствовать, весьма маловероятно, что господин Хомский приведёт Джо к просветлению. В конечном итоге для Джо более безопасно поискать кого-то, кто обладает атрибутами гуру. Более вероятно, что йогин с дредами, сидящий на тигровой шкуре на берегу реки Нармада, или хотя бы безмятежный монах под баньяном более преуспеет в том, чтобы зажечь в нём искру вдохновения, чем циник или лингвист.

На путях причины — в махаяне и шравакаяне — вы не услышите упоминаний о том, что гуру и ученик нераздельны, тогда как в ваджраяне весь смысл заключается в том, чтобы реализовать состояние нераздельности гуру и ученика. Нераздельность не означает, что они вместе путешествуют, вместе спят или принимают душ. Это подобно тому, когда разбивается кувшин: пространство внутри кувшина и пространство снаружи кувшина становится нераздельным. Нет гуру, за которым нужно гоняться по всему миру, и нет вас, скучающего по гуру. Нет гуру, которому нужно молиться, и нет вас, обременённого необходимостью благодарить гуру. Если вам кажется трудным прожевать и проглотить это, то, возможно, это следствие того, что вы лелеете эмоцию «скучания» по гуру. Возможно, вы думаете, что если не скучаете по гуру, то это святотатство, и поэтому цепляетесь за эту разделённость с ним. В таком случае вам, возможно, подойдёт путь причины.

На пути причины гуру подобен модели, идеалу, это мастер, которому вы выражаете почтение и уважение, которому делаете подношения и за которым следуете. ...Дзэн-буддист никогда не будет заявлять, что его или её сэнсэй является Буддой или является Дхармой. Для них сэнсэй — это уважаемый учитель, наставник, кто-то, кто ведёт их за собой. В арсенале ученика дзэн нет метода, который можно было бы описать как стремление стать единым с сэнсэем, этого блюда просто нет в меню.

В тантре гуру может быть моделью, идолом, наставником, даже боссом, но также он должен быть чем-то значительно большим. Гуру — это путь, гуру — это Дхарма, гуру — это будда, и гуру — это божество. На самом деле в конечном итоге в тантре гуру — это всё, начиная от вершины горы Фудзияма и заканчивая пылью под вашими стопами: прохладный ветерок, пение цикад, симфония, солнце, луна, звёзды, космос. Чтобы быть точным, всё, что может быть достигнуто, освещено или познано в сфере ума, — это гуру. То, что освещает, то есть сам ум, таким образом, является внутренним гуру.

Джамьянг Кхьенце Ринпоче
Tags: ваджраяна, восприятие, гуру, понимание, ученик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment