nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Четыре Тела Будды согласно Внутренней Калачакра-тантре



Джняна, знание, гнозис – это ум, сияющий по природе, и, поскольку он лишен оформленности и бесформенности, он подобен отражению в зеркале предсказаний. И хотя гнозис свободен от концептуализации, он не свободен от мышления, поскольку, в отличие от состояния глубокого сна – это самоосознавание. В Маджушри-нама-сангити это сравнивается с Ваджрасаттвой, который знает себя и других. Однако самоосознавание не препятствует видению пустоты явлений. Более того, именно самоосознавание и естественная светоносность Татхагаты позволяет Ему учить Дхарме в соответствии с умственными особенностями чувствующих существ. Такое самоосознавание Татхагаты не зависит от чувственных способностей и поэтому оно нераздельно, всепроникающе, свободно и осознает природу всех дхарм, которые сами по себе бессознательны.

Независимость самоосознавания от чувственных способностей предполагает, что здесь нет необходимости в физическом теле для того, чтобы отбросить ментальные завесы и воспринять самоосознавание джняны, высшее и нерушимое блаженство соединения собственного ума с проявлениями этого ума.

В соответствии с тантрической системой, джняна, знание может стать самоосознающим только через ум и
благодаря действенности случайных привычных тенденций ума. Случайные привычные тенденции ума – это так называемые психофизические агрегаты, элементы опоры органов чувств. Переживания во сне подтверждают, что ум может стать самоосознающим при отсутствии физического тела.

Для данной тантрической системы (Калачакра - прим.) джняна – это реальность, которая является жизненным принципом великой праны, которая пронизывает всю вселенную и проявляется в различных формах. Как высшая прана она считается источником всех слов, несмотря на то, что сама она невыразима.

Как всепронизывающий этот гнозис рассматривается как шестой элемент, элемент дхармадхату, который существует в других пяти элементах – земле, воде, огне, воздухе и пространстве, а также является их началом. В своем относительном проявлении элемент гнозиса, дхармадхату, подобно другим пяти элементам, возникает в теле из одного из шести вкусов, а именно из кислого, доставляемого зародышу через пищу матери. Из этого относительного гнозис-элемента в теле возникает сексуальное блаженство, которое является феноменальным аспектом гнозиса, ментальной способностью индивида (mano-indriya) и звуком (shabda). Эти три отождествляются с гнозис-элементом, из которого они происходят. Как ментальная способность гнозис-элемент, джняна воспринимает дхармадхату, которое возникает их элемента пространства, и как звук это воспринимается слуховым органом чувств, который также возникает из элемента пространства. В свете этого можно сделать вывод, что внутри тела индивида гнозис-элемент, будучи воспринимающим субъектом элемента пространства и воспринимаемого объекта элемента пространства, имеет характеристики элемента пространства. Однако, гнозис не воспринимает своего собственного гнозис-элемента как такового, пока собственный гнозис сливается с формой пустотности (шуньята-бимба), то есть, пока ум как воспринимающий субъект переходит в проявление ума как воспринимаемого объекта (грахья) и становится единым вкусом (sama-rasa) – неразрушимым и постоянным”.

Слияние гнозиса с пространством, что является пустой дхармой, из которой происходят все явления, так же, как росток вырастает из семени, понимается здесь как пустотность. Такое осознавание абсолютного отсутствия возникновения и прекращения всех явлений есть проявление своего собственного ума. Такой гнозис является неразрушимым блаженством.

Таким образом, когда наш собственный гнозис сливается со своим собственным проявлением, которое является ничем иным как отсутствием возникновения и прекращения всех явлений, он становится одним вкусом не благодаря причинным и производящим связям относительно своего собственного отражения, но в силу единства в проявлении своего собственного ума.

В данной тантрической системе гнозис описывается не только в терминах ума, но и также в терминах тела. В "Вималапрабхе" утверждается, что, кроме тела, нет никакого другого Будды, который является всепронизывающим, а также подателем освобождения. Элементы тела, которые свободны от помрачения, являются подателями состояния будды и освобождения.

Для этой и других тантрических систем, в силу определенной диспозиции чувствующих существ, гнозис, блаженство абсолютной реальности, проявляется в чувствующих существах, рождаясь из чрева как четыре вида блаженства, а именно - блаженство, высшее блаженство, необычайное блаженство и присущее блаженство. Каждая из этих четырех форм блаженства имеет четыре аспекта: телесный, вербальный, ментальный и гностический. И эти 16 аспектов гнозиса есть ничто иное, как тело, речь, ум и джняна (гнозис) четырех тел Будды, а именно - Сахаджакая, Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая. Считается, что эти 16 аспектов проявляются в четырех телах в соответствии с великими пожеланиями (adhimukti) чувствующих существ.

Подчеркивая неразрушимость четырех тел Будды, традиция Калачакры часто называет их четырьмя ваджрами – джняны, ума, речи и тела. Телесная ваджра Джины, которая имеет все аспекты, невыразима в терминах чувственных объектов и чувственных способностей. Речевая ваджра осуществляет Дхарму посредством высказываний в сердцах всех чувствующих существ. Умственная ваджра, которая обладает природой умов чувствующих существ, наличествует по всей земле. То, что, подобно драгоценности, воспринимает явления, есть джняна-ваджра.

Исходя из того, что гнозис постоянно присутствует во всех существах, рожденных из чрева, Калачакра-тантра утверждает, что эти четыре ваджры тоже постоянно присутствуют во всех существах, но не в полностью проявленной форме. В обычном человеке четыре ваджры находятся в четырех соответствующих чакрах – в пупке, в сердце, в горле и во лбу. Четыре ваджры – это места локализации 12 звеньев зависимого возникновения. Таким образом духовное неведение (avidya), кармические формации (samskara) и сознание (vijnana) находятся в джняна-ваджре. Ум и тело (nama-rupa), шесть чувственных основ (shad-ayatana) и чувственный контакт (sparsha) находятся в теле-ваджре. Ощущение (vedana), жажда (tanha) и цепляние за существование – в речевой ваджре. Становление (bhava), рождение (jati), старость (jara) и смерть (marana) – в ваджре ума. Когда 12 звеньев зависимого возникновения, телесные праны и утробная кровь пресекаются, то есть когда они становятся 12 аспектами совершенного пробуждения, четыре ваджры индивида проявляются как 4 очищенные ваджры, или четыре тела Будды-Калачакры. В данном случае "Вималапрабха" ссылается на описание в Манджушринамасангити (МНС) Манджушри и называет Будда-Калачакру “ваджрным солнцем великого света” (Ваджравайрочана).

На основе веры в то, что гностическая джняна-ваджра зарождает сексуальное блаженство, она рассматривается как “прародитель” 12 звеньев. Следовательно, все остальные ваджры индивидуального тела являются просто различными манифестациями единой гнозис-ваджры, которая обладает 12 звеньями как 12 феноменальными аспектами. Данная четверичная классификация гнозис-ваджры связана с калачакринской традицией отождествлять Джнянакаю с остальными тремя телами будды.

Далее считается, что действенность четырех бинду (bindu) порождает 12 звеньев. Каждое из четырех тигле имеет собственную специфическую способность, они проявляются по-разному в зависимости от того, подпадают они под влияние привычных тенденций духовного неведения или нет. Например, тигле в головном центре имеет способность производить проявления ума. Когда это тигле подпадает под влияние привычных тенденций неведения, оно производит для ума нечистые проявления феноменов, или же бодрствующее состояние, когда праны сходятся в голове. Когда это тигле очищается – оно проявляется как неконцептуальный гнозис.

Тигле горловой чакры – вербальные выражения – неправильная речь – производит сновидения, когда праны сходятся в горловой чакре. Когда эта капля очищается – это многогранная речь будды.

Тигле в сердечном центре – заблуждения и состояние глубокого сна без сновидений, когда праны сходятся в этой чакре. Когда эта капля очищается – это неконцептуальный ум.

Тигле в пупочном центре – производит присущее блаженство – ощущение сексуального блаженства, когда праны сходятся в этой чакре. При ее очищении получаем высшее и неизменное блаженство нирваны.

Таким образом, сахаджакая, которая свободна от мышления и похожа на предсказательное зеркало, находится в тайной чакре, в ушнише и в пупковой чакре, которые возникают из элементов гнозиса, пространства и земли соответственно. Дхармакая располагается в сердечной чакре, которая возникает из элемента ветра. Самбхогакая находится в горловой чакре, которая возникает из элемента огня. Нирманакая – в головной чакре, которая возникает из элемента воды.

Четыре ваджры, которые находятся в телесных чакрах, проявляются как четыре тела будды только при достижении полного и совершенного пробуждения (samyak-sambodhi). Когда индивид достигает полного и совершенного просветления, его гнозис-ваджра, которая была очищена освобождением посредством пустотности, становится сахаджакаей. Индивидуальная ментальная ваджра, которая была очищена освобождением посредством беззнаковости, проявляется как дхармакая. Индивидуальная речевая ваджра, которая была очищена освобождением посредством отсутствия желания, проявляется как самбхогакая. Индивидуальная телесная ваджра, которая была очищена освобождением через несоставность, проявляется как нирманакая.

Каждое из этих четырех тел будды представляет определенный тип единства (yoga). Например, сахаджакая представляет единство чистоты и знания, и поэтому она также называется чистой йогой. Дхармакая – это единство дхармы и ума, следовательно она также называется дхарма-йогой. Самбхогакая – это единство речи и радости, и по этой причине это также называется мантра-йогой. Нирманакая – это единство тела и его эманаций, и поэтому она также называется йогой формы.

The Inner Kalacakra-tantra (A Buddhist Tantric View of the Individual), Vesna A. Wallace, Oxford. University Press, 2001.

Книга на английском: https://yadi.sk/i/sJzGODSZczzDi
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments