nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Искусство и просветление


Тинлей Норбу Ринпоче

В хрустальном зеркале — арене пробуждённого ума великий артист играет своё волшебное представление, но редко попадаются зрители с чистым взором, способные видеть эту мудрость.

Все произведения искусства слагаются из тонких и грубых элементов. Для художника не существует иного способа самовыражения, кроме как самовыражение с помощью элементов. Когда люди употребляют выражения «горячая голова», «холодное сердце», «сухое отношение» или «ветреный нрав», это показывает, что они безотчётно связывают тонкие элементы характера с проявлениями грубых элементов. Однако художникам необходимо выходить за пределы обычных способов внешнего выражения элементов, чтобы получить переживание тонких внутренних элементов — источников грубых внешних элементов. Только в этом случае возможно создать произведение искусства, которое затронет сердца жаждущих его почитателей.

В понятиях этого мира художники не ставят себе окончательной цели обрести просветление. Их цель носит временный характер — изучить внутренний мир человеческих эмоций, а затем выразить его вовне. Обычные художники, как правило, занимаются самовыражением, чтобы сказать что-то миру, снискать славу или получить власть. Ощущая свою отчуждённость, они стремятся посредством искусства установить связь с внешним миром для собственной пользы. Поскольку они не имеют связи с источником, лежащим за пределами их собственного ума или традиции, они не могут предложить другим людям глубокого объяснения того, в чём состоит смысл их творения. Художник просто творит, и его творчество приобретает власть над ним. Если художник не выражает себя с позиций мудрости, то последствиями этого станут непостоянство и потеря энергии, что, в конечном счёте, приведёт к страданию.

...Художники-буддисты творят для того, чтобы посредством своих чистых внутренних элементов установить связь с чистыми внутренними элементами других существ и благодаря этой связи преобразить их обычные грубые внешние элементы в просветление. В системе тантры художники выражают на внешнем уровне качество чистой энергии внутренних элементов посредством картин и скульптур, отражающих форму; посредством проповедей, песен, поэм и музыкальных произведений, отражающих речь; посредством танцев, отражающих действия; посредством бесконечных художественных проявлений, отражающих ум. Благодаря связи со своим внутренним источником они всегда могут дать другим глубокое объяснение того, в чём состоит смысл их творения; они всегда хозяева своего творчества. Повинуясь возвышенным художникам, грубые внешние элементы, очищаясь, становятся тонкими внутренними элементами и воссоединяются с внутренними явлениями мудрости. На временном, мирском уровне это приносит удовлетворение, поскольку позволяет узнать внутренние качества, нашедшие своё выражение во внешнем — в произведениях искусства. На абсолютном же уровне достигается освобождение благодаря очищению бессущностной материи искусства в нематериальную сущность — просветление.

Ум-мудрость невозможно увидеть, если у нас отсутствует «око мудрости». Исходные естественные чистые цвета элементов незримы, однако они присутствуют в скрытом виде, пронизывая собой всё вокруг и пребывая в вечном движении. Благодаря этому движению различные элементы, соединяясь, приобретают зримые форму и цвет. Исходные цвета: синий, белый, красный, жёлтый и зелёный. Точно так же, как каждый элемент содержит в себе все остальные элементы, каждый цвет содержит в себе все остальные цвета. Поэтому каждый исходный цвет обладает пятью производными цветами, зависящими от изменчивых дополнительных обстоятельств и связей каждого из элементов. Соединяясь и изменяясь, элементы образуют бесчисленные новые производные цвета до тех пор, пока они не станут настолько тонкими, что их связь с исходными цветами станет практически неуловимой. Чистый естественный свет невозможно увидеть обычным зрением. Загрязнённое зрение способно увидеть лишь цвета, утратившие первозданность, бледные, блёклые по сравнению с изначально чистыми цветами. Но, обладая оком мудрости, возможно увидеть исходные естественные цвета. А благодаря соединению с коренными причинами чистых исходных цветов чистые явления при должных сопутствующих обстоятельствах естественным образом набирают силу.

Воображение обычных художников может иссякать по мере того, как чистый естественный источник цвета становится всё более сокрытым для их видения. Поскольку они не верят во внутреннюю, незримую чистую сущность цвета, в поисках источника своих художественных идей им приходится возвращаться к грубым внешним явлениям, которые они могут видеть собственными глазами, сформированными грубыми элементами. Однако из-за того, что художник принимает за основу лишь плотные грубые элементы формы и цвета, его ум становится косным и ограниченным. Его представления сбивчивы и туманны, а потому он не способен придать своим произведением ощущение простора и объёмности и они становятся тяжеловесными, перегруженными, застойными. Художники возвышенные, видя чистую незримую сущность элементов, понимают, что цвет естественного источника никогда не тускнеет, и в своих произведениях могут вновь и вновь извлекать из незримого свежие динамичные формы и цвета.

Таким образом, если художник понимает источник концепций и представлений, то, когда он их выражает, связь между представлением и его источником не нарушается, оставаясь чистой, свежей, лёгкой. Поскольку мастерство художников опирается на представление, а представление опирается на элементы, то, ocoзнавая источник всех представлений, художники могут понять сущность цвета...

Если художник не воспринимает чистых звуков, цветов и движений лёгких тонких элементов, неотъемлемо присутствующих во внешних грубых элементах, он неспособен постичь сущности того, что намеревается изобразить, воспеть или передать иным образом. Доверяя исключительно тому, что очевидно, и отрицая незримое, он не может выразить жизненной силы, источник которой — незримый свет. И поэтому его искусство будет оставаться застывшим и безжизненным. Величайшие художники, как и величайшие провидцы-созерцатели, смотрят на вещи возвышенно, с точки зрения подлинной относительной истины, в которой отсутствует разделение на тонкое и грубое, незримое и зримое. Художник подобен созерцателю, но в отличие от него использует материальные средства, чтобы сделать незримое явным; созерцатель же для той же цели использует тонкие средства.

...Им нет нужды оценивать что-либо как истину или вымысел, потому что с возвышенной точки зрения подлинной относительной истины тонкий эфемерный вымысел и грубая материальная реальность, существующие лишь в заблуждающемся уме, в равной степени неистинны. Поэтому художникам не нужно беспокоиться о том, истинно то, что они изображают, или нет. Если они просто изображают всё что угодно, создавая произведение искусства, то изображение это непременно чему-то да будет соответствовать.

...Природа обычной формы — непостоянство. Когда грубые элементы слабеют и их форма распадается, следствием этого всегда бывает страдание. От страдания избавляет преображение грубых внешних элементов в их чистую светоносную сущность, которая неразрушима. Этому можно научиться, выполняя практику превращения знакомой формы внешних грубых образов, воспринимаемых органами чувств, в своё внутреннее явление, с сохранением в уме лишь их лёгкой сущности. С помощью этой практики грубые формы преображаются и очищаются до состояния света, всё более напоминая явления божества.

...Согласно учению Великой колесницы возвышенное искусство устраняет препятствия, разрушая инертные, отжившие традиции сансары, чтобы благодаря чистой традиции создать незамутнённое, свободное от традиций пространство божеств. Так создаются бесчисленные качества, ясно отражающие всеобъемлющее пространство мудрости Будды.

Возвышенные художники своим искусством всегда передают энергию другим. Умирая, они оставляют после себя не безжизненные останки своих творений из заурядной инертной материи: их чистая духовная сила живёт в их искусстве на благо всех существ. Даже одна такая деталь, как вода или дерево, созданная возвышенным художником, может помочь тем, кто её видит, и даровать им благословение. Именно это подразумевал Будда, когда сказал: «Я проявляю бесчисленное множество образов на благо всех живых существ». Конечно же, мы не можем судить, кто из художников величайший. Но тот, кто передаёт свою энергию другим посредством своего искусства, и есть великий художник.

По сути, все художники, обычные или возвышенные, устроены одинаково. Искусство проистекает от внутренних элементов и выражается внешне, с той целью, чтобы существа вновь впитали его внутренним умом, дабы оно вновь расцветало вовне в бесконечном круговороте. Различие между обычным и возвышенным художником заключается в воззрении.

Для художников с обыденным воззрением бесконечный круговорот — это замкнутый круг страдания в сансаре. Для тех, кто разделяет исполненное мудрости возвышенное воззрение, чистый свет духовной энергии движется в бесконечном круге мудрости — в мандале божества. Этот круг неисчерпаем, он никогда не пресекается и никогда не омрачается. Поскольку энергия чиста, любой из проявляемых вовне аспектов всегда чист. Этот круг бесконечен, потому что рождение и смерть существ не прекратятся, пока все они не обретут просветление.

Бесконечные ужасы сансары,
Бесконечные прелести нирваны
Нарисованы умом.
Потому ум — величайший художник,
Кистью своих представлений
Изображающий всевозможные относительные истины.
Если мы не обманываемся
Разнообразными цветами природных элементов,
Предстающих в незамутнённом зеркале ума,
То природа — это всегда чистое пространство,
И нет никакого заблуждения.
Различные явления — юный царевич,
Вступивший в брак с неосязаемой пустотой —
Нежной и загадочной царевной.
В их счастливом нераздельном союзе
Непрерывной чередой
Взращиваются многие поколения явлений
На благо их достойных сострадания подданных.


Глава из книги «Волшебный танец. Проявление внутренней природы пяти дакини мудрости»
Автор - Тинлей Норбу Ринпоче, сын Его Святейшества Дуджома Ринпоче Джигдрал Еше Дордже.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment