nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

К истории полемики в Самье. Вполне земные причины "поражения" сторонников короткого пути


Монастырь Самье

Упа­док влияния Чань и поражение на диспуте сторонников прямого пути могут быть объяснены несколькими причинами:

во-первых, политическими мотивами правителя Тибета Тисрондэуцэна, решающего на уровне государственной политики, какое направление буддизма предпочтительнее в качестве официальной идеологии. Из двух направлений - постепенного и прямого пути про­светления - именно первый оказывается наиболее благоприятным для привлечения мирян и поддержки последними государственных ин­ститутов власти, в то время как прямой путь спасения, во многих аспектах более глубокий, не обеспечивает «обмирщения» религии, которое является необходимым условием существования теократиче­ского государства;

во-вторых, доктринальными мотивами, которые, вне сомнения, имели место. Тисрондэуцэна, по всей вероятности, мало интересова­ла философская подоплека диспута, что, впрочем, не означает того, что правитель Тибета был малосведущим в религиозных вопросах. Для правителя Тибета интерес должна была представлять, на наш взгляд, позиция участников диспута в вопросе о стиле поведения членов Сангхи. В данном аспекте позиция Камалашилы, отстаивавшего постепенный путь накопления религиозных заслуг, является более приемлемой на уровне государственных интересов, в то время как позиция Хэшана Махаяны, пропагандирующего метод «бездействия», могла способствовать центробежным тенденциям в буддизме.

Все это можно подтвердить словами Дж. Туччи: «Если просвет­ление обретается посредством внезапного, мгновенного озарения, если оно рождается из внезапного акта освобождения, то практика теряет свою значимость. Мир, а также все, что в этом мире значимо, равно как и действия, направленные на постепенное накопление за­слуг, перестают иметь значение. Такая позиция имеет серьезные последствия: человек может занять индивидуалистическую позицию, что в свою очередь может угрожать самому существованию Сангхи» [Tucci, 1980, с. 11].

Гарри, И.Р., "Дзогчен и Дзен в буддийской традиции Тибета"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments