nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Отречение и понимание



- Посмотрите йогические тексты, там сказано, что не надо купаться в холодной воде, не нужно греться у огня, пища должна быть не горькой и не сладкой, нужно избегать работы «в поте лица» и т.д. Как это все понимать? – Держаться середины. Когда доминирует саттва тела и в теле более естественный обмен энергий, то оно излучает тепло и свет, что достигается сдерживанием своих крайностей.

- Вайрагью (отречение) также нужно понимать, скорее, как умеренность, нежели как суровый, крайний аскетизм. Отстраненность и вайрагья – это не есть нечто ненормальное, невозможное, подвиг, то, что относится только к стереотипному для всех образу йога-аскета; для разумных людей это особая жизненная потребность, как воздух. Без вайрагьи – никак, что бы ни говорили тантрические книжники и фарисеи.

Вайрагья и тьяга (оставление и жертвование) необходимы для того, чтобы быть пустым – когда ваши руки пусты, вы способны взять, в этом плане отрешенность очень разумна, просто не все это понимают.

Если человек переосмысливает свои привычки, тенденции поступать бессознательно, плыть по течению, то он сможет для себя открыть много нового и брать от жизни только то, что способно очень широко развить его как личность и как сущность. Вот до этого вашего развития во многом нет никому дела, поэтому самостоятельность и способность отказываться очень важна: вайрагья требуется от садхаки постоянно, в самых простых вещах, которые многие люди никак с духовной практикой не связывают.

Сама готовность отказаться важна; при этом, как ни странно, когда вы готовы потерять, то ничего и не теряется, а когда ищете пути, как сохранить и удержать то, что неизбежно должно быть потеряно, то теряете очень быстро. Так уж мир устроен, что Майя выискивает в нас слабые места, по которым можно ударить. Тот, кто движется путем истинной садханы, должен понимать, что удар будет нанесен не там, где вы его ожидаете. Таким образом, наш ум всегда рушится.

А что же такое рушимый ум? Это не что иное, как та или иная отождествленность с какой-то частью мира: если этой отождествленности не будет, то не будет и того ума, к которому все привыкли. Так, состояние самадхи становится нормальным для тех, кто живет в этом мире, причем не просто возможным с некоторыми усилиями, как это многие трактуют. Это состояние является в нашем мире просто жизненно необходимым, особенно в нынешних социальных условиях, когда такое обилие информации и прочего. Вайрагья нужна для чистоты, с ней можно мудро смотреть на все происходящее в мире.

Адаптироваться под мир легко, если есть отречение, если его нет – это сложно. Если вы отречены от чего-то, вы эту сферу видите во всех деталях; когда видите ее, то знаете, как грамотно подстроиться, это знание приходит само. Способность адаптироваться приводит к успеху. Отречение – это фундамент успеха во всем.

«Повелитель Хара, похитивший у возлюбленной половину тела для своего собственного (Ардханарешвара), – единственный и превосходнейший любовник, хотя нет большего аскета, нежели Он, отвратившегося от любовных наслаждений. Все прочие в сем мире поражены стрелами Камы и зачарованы, но не способны ни наслаждаться, подобно Харе, ни отвергнуть страсть, как этот великий аскет.»

Как вы думаете, к чему Бхартрихаринатх написал такое?

В мире всегда есть те, кто довольствуется малым наслаждением и отречением, а есть те, кого малое никак не устраивает. Но надо быть готовым к тому, что высшее со стороны многим кажется парадоксальным: высший аскетизм не может быть без наслаждений, и высшее наслаждение – без «крайнего аскетизма». Я это могу говорить, т.к. когда-то я практиковал суровые формы аскезы, поэтому успел оценить их значимость и обрести понимание их величия.

Аскетизм нужен, потому что он открывает двери в мир других возможностей, это может быть даже и пранаяма, ибо нечистые каналы не дают возможность воспринять качественно ануграху Брахманды, хотя многие надеются на то, что такое реально. Но это непросто, это все равно как если бы вы пригласили к себе в гости Божество, но при этом оно не может войти к вам, так как двери вашего дома остались закрыты.

Одним словом, то, про что написал Бхартрихаринатх, связано с открытостью своей психофизической структуры для такой же макрокосмической, и эта открытость йогина сводит на «нет» все проблемы, которые обретает человек при «нарушении» каких-либо законов, принятых его серым обществом. Об этом, собственно, говорится чуть ли не в каждом натховском тексте по йоге, но это все – не нарушение ямы и ниямы: яма и нияма остаются, но они дополняются более глубокими практиками и законами; то, что простому человеку кажется несовместимым, совместимо для йогов. Ведь в совершенном мироздании, кроме всего прочего, есть и надвременное, которому многие «неопровержимые» законы не писаны. А йогин их не нарушает – он иначе их использует. Просто нет необходимости так жить демонстративно, мистицизм – это не бунт против социума, а открытие в социуме иных мерностей, которыми он пронизан, и использование этих законов для того, чтобы ваши действия были в глобальном смысле правильными.

- Буквальное выполнение каких-то правил дает доступ к многоуровневым мерностям, и такого рода открытия позволяют в будущем эти открытия использовать уже не только как то, во имя чего вы собой жертвуете, но также и как инструмент, которым можно пользоваться во внутренних целях, а также внешних. Соответственно, всегда меняется восприятие качества внутреннего и внешнего, а значит, и того, какого рода должна быть практика вайрагьи. Над чем-то можно работать долго, пока не будет обретена уверенность в том, что этот этап уже проработан. К чему-то иногда нужно возвращаться, чтобы получить уже иные переживания от, казалось бы, «известной» практики. Поэтому практики изначально должны быть правильными, традиционными; они могут казаться простыми на вид, но содержание может быть далеко не простым.

- Высшие законы справедливы, а совершенный человек должен жить согласно этим законам. Они очень и очень непросты, поэтому, когда мы говорим о жертве как тьяге, для того чтобы Божество и мироздание были нами довольны и наши действия были как можно более актуальными, мы должны учесть много факторов.

- Некоторые реальности специально скрывают свою природу, чтобы не все смогли к ним приблизиться в полной мере, ближе, чем тому или иному существу отведено самыми разными силами. И хотя многие говорят об адвайте, о преодолении всех границ, но посмотрите на жизнь всех говорящих так, и вы увидите, что их речь об адвайте – это пустой звук. В каком-то смысле, несмотря на всю ее красоту и заманчивость, она утопична, часто напоминает идеалы марксизма-ленинизма, где «каждая прачка может управлять страной». А вот и нет – в мире много самой разной иерархии, и это надо учитывать, трезво смотря в целом на мир.

- Исходя из множества фактов, стандартное видение вайрагьи не работает, стандартное видение тантры – тоже. Давайте честно взглянем на некоторые вещи: кому нужна, например, мокша? Те, кто к ней реально стремится, захотели бы они себе «гуру», который думает только об иностранках-блондинках и деньгах, периодически рассказывая про Дхарму, при этом, стараясь всем казаться «белым и пушистым», сначала говорит о том, что ему ничего не надо, а потом, что, оказывается, нужны деньги? Или такого Гуру, который немедля, когда к нему приходят, ставит все точки над «i», говорит: «Я твоих иллюзий питать не буду ни в начале, ни в процессе прохождения пути»? – Такого Гуру все те, кто с «розовыми очками» (а таких – большинство), невзлюбили бы, – Гуру, который рушит их иллюзии просто потому, что такова его природа? Но, к сожалению, Гуру такого уровня трезвости видения и силы – большая редкость в этом мире. А тот, кто сам не преодолел Майю, не может никого спасти. И хорошо, если тот или иной Учитель хотя бы пытается это делать, но даже такие в этом мире – очень редкое явление.

- Подумайте сами: в этом мире никто не способен ничего получить, если что-то при этом не оставил, вайрагья – это обычное явление, просто есть категория существ, желающих достичь больших целей, поэтому они вынуждены крупные привязанности осознанно оставить. Невозможно перепрыгнуть обрыв, держа в руках тяжелые чемоданы – вес этой собственности потянет вас вниз.

http://nathas.org/articles/asketizm-vayragya-tapas/
Subscribe

  • Вот такая вот глобальная медицина(())

    С января 2022 года вступает в силу новая, 11-я редакция Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем…

  • Мировые события - в нас

    Именно так - как некогда Брахма - мысль, рождаясь в нашем уме, чувствует себя единственной владетельницей, стягивая на себя всё внимание живого…

  • Растворяется всё:)

    Я знаю, по крайней мере, одного человека лично, которому это пригодится точно. В крайнем случае, когда спонтанно присутствующая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments