nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Прямое введение в созерцание природы ума. Различные подходы



Прямое введение без опоры на ключевой пункт

Это непрерывное и открытое осознавание присутствует в любой момент без проекций наружу, без задержки внутри, не зависая где-то в промежутке, не подделываясь рассудком и не переходя в мысленную активность. Когда Учитель вместе с учеником присутствуют в нём в течение короткого времени, ученик осознаёт его благодаря благословению Учителя и видит его в наготе. Главное — поддерживать это состояние, не медитируя и не отвлекаясь, и быть уверенным, что это и есть Дхармакая.

Шесть способов прямого введения с опорой на ключевой пункт

1) Прямое введение с сосредоточенным умом.

Ученик садится с перекрещенными ногами, дышит свободно, широко раскрыв глаза, и не вовлекается в размышления. Когда его ум пребывает в ясном и чистом состоянии, Учитель отвлекает его от переживаний ясности и спокойствия, указывая на то, что эта обнажённость осознавания является Дхармакаей.

2) Прямое введение со спокойным умом.

Когда ум ученика естественно присутствует в собственном состоянии без сосредоточения на чём-либо, Учитель отвлекает его от ощущения спокойствия, указывая на то, что эта ясность осознавания является Дхармакаей.

3) Прямое введение с исследованием источника.

Ученик обращает свой ум вовнутрь, анализируя откуда он появляется и где пребывает. Когда он ничего подобного не находит и его ум оказывается в ясной наготе, ему следует не зациклиться на полном отсутствии мыслей. Учитель указывает на обнажённое присутствие, запредельное словам и смыслу, являющееся Дхармакаей.

4) Прямое введение вслед за объектом.

Когда ум ученика потерялся в объектах восприятия, пусть он следует за своим умом и отыщет, в каком месте тот находится, мысленно разобрав данный объект на составляющие части. Когда он окажется в состоянии чистой пустоты, не зная как выразить отсутствие объекта и (потерявшегося в нём) ума, Учитель отвлекает ученика от этого спокойного состояния, лишённого мысленных проекций и концентраций, и указывает на осознающий аспект в нагой ясности, являющийся Дхармакаей.

5) Прямое введение в промежутке между объектами и их восприятием.

Когда в восприятии ученика появился какой-то объект, пусть он остаётся в свежести восприятия, не раздумывая о том внешнем объекте и не обращая внимание внутрь ума. Когда он оказался в неделимом отрешённом состоянии, Учитель устраняет этот аспект отрешённого спокойствия, указывая на ясную пробуждённость чистого осознавания, являющуюся Дхармакаей.

6) Прямое введение после отвлечения.

Пусть ученик побудет какое-то время в обычном состоянии и его внимание отвлечётся разговорами и прочим. Затем Учитель внезапно спрашивает: «Что такое Абракадабра? Скажи! Быстрее!» Не зная что и сказать, ученик оказывается слегка ошарашенным, после чего Учитель выводит его из этого ошеломления и указывает на Дхармакаю, в которой очутилось его ясное и нагое присутствие. Или же, когда ученик удаляется, Учитель может крикнуть ему «Стой!» Или же может сказать «Иди!» и тотчас же вернуть его обратно, а когда тот вернулся, вывести его из недоумевающего состояния и указать на то обнажённое присутствие, в котором он очутился, являющееся Дхармакаей.

Вкратце, могут использоваться любые методы каналов, праны, бинду, равно как и спокойные и функционирующие состояния ума, лишь бы осознавание осталось в обнажённой свободе от рассудка, подобно ясному и чистому кристаллу. В тот момент осуществляется прямое введение в великую открытость Дхармакаи без всяких воззрений, медитаций и противодействий.

Здесь ещё важно знать отличие от переживания ясности. Медитативное переживание ясности — это ясность ума с аспектом спокойствия, тогда как Дхармакая — это ясное осознавание, свободное от ощущения спокойствия. Она представляет собой обнажённое присутствие, не смешанное с переживаниями ясности, блаженства, безмыслия, равно как и с проявлениями и пустотой. Различие между ними сводится к тому, что Дхармакая беспрепятственна и обладает аспектом осознавания, а переживание ясности обладает аспектом спокойствия и может быть заблокировано. Не ошибитесь в этом.

Определитесь в этой беспрепятственной наготе осознавания, не требующего медитации. Его сущность свободна от возникновения, пребывания и исчезновения. Оно называется «великим неописуемым, невообразимым и невыразимым состоянием», «великим безымянным истощением явлений», «запредельным добру и злу, порокам и талантам», «великим исконным состоянием изначальной чистоты». Но мы не считаем его стерильной пустотой, подобной небу, соответственно и традиция прямого введения не имеет аналогов в других путях.

В Мадхьямике и других традициях всё внимание обращено к природе явлений (Дхармате), которая не представляет из себя что-либо вообще, но универсально распространяется на все явления и считается запредельной возникновению и исчезновению.

В большинстве категорий Разделов Ума (Сэмдэ) и Пространства (Лонгдэ) считается, что все проявляющиеся объекты и восприятие не ведают существования и несуществования, будучи единой равностностью. Там имеется большая вероятность ошибок и промахов, вы можете потеряться во всеобъемлющей природе. В этой традиции (Менгак-дэ) все имеющиеся способы обозначения беспрепятственной сущности, оставленной в наготе, схожи по принципу уникальной простоты. Определившись в ней без омрачений и потенциальных промахов, вы безошибочно переживаете безымянное состояние истощения (явлений).

Реализованный йоги, непрерывно находящийся в истинном слиянии с потоком реализации, свободен даже от понятия «сансара»:

(2). Могучая птица гаруда, чьи крылья полностью формируются ещё в яйце, освобождается из скорлупы по прошествию срока и взмывает в небосвод, одновременно покоряя нагов и преодолевая пропасти. Точно так же «формируются крылья» реализации Дхармакаи осознавания у йоги естественного великого совершенства, который приобрёл такое постижение благодаря прямому введению Учителя, всё ещё пребывая в своём теле. Этот йоги «взмывает в небо» после того, как его осознавание освободилось от «скорлупы» ограничений. Он затмевает последователей низших путей, преодолевает скопище беспокоящих эмоций и одновременно с этим пересекает пропасть самсары.
Говоря другими словами, несмотря на тройное совершенство реализации, йоги не свободен от «скорлупы» своего иллюзорного тела. Как только он покидает эту оболочку, йоги моментально освобождается в изначальной чистоте, «взмывая в небо» Дхармакаи осознавания. Паря в небе Дхармакаи, «гаруда» Рупакаи приносит двойную пользу нуждающимся в усмирении, затмевая последователей меньших колесниц и преодолевая пропасть самсары.

Лонгчен Рабджампа

[Комментарий девятой главы «Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату»,
демонстрирующей определяющее переживание всех явлений в пространстве пробуждённого ума.]


Полный текст книги (читать онлайн): Драгоценная Сокровищница Дхармадхату

Скачать эту книгу (240k) в формате: fb2, lrf, epub, mobi, txt, html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments