nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

К Дню Защитника - о некоторых проявлениях Махакалы



Махака́ла ( महाकाल ) — в буддизме Ваджраяны охранник и защитник учения Будды, также как разрушительный и ужасающий аспект Шивы в индуизме.

Манифестации Махакалы:

Агхора Махакала



Имя этого Махакалы - Бегдзе. Он темно-красного цвета, одноликий (лицо как и у всех Махакал яростное, с третьим глазом, с черепами и вставшими дыбом волосами), двурукий, стоит в правом наклоне и попирает правой ногой лошадь, а левой всадника. Этот Махакала - Бог Войны. На нем военное облачение, панцирь (gokhrag), в правой руке, замахнувшись, держит меч с рукоятью из скорпиона, а в левой пику с бунчуком и знаменем. Все остальные детали совпадают с описанием других Махакал.


Читипати



Единственное в своем роде изображение двух танцующих скелетов в виде Охранителей кладбищ. Имя Читипати и означает "Владыка Кладбищ". Правый скелет держит в поднятой правой руке булаву с черепом, у второго в правой руке пламя или факел. В левых руках они держат по габале с амритой. Правые ноги у них поджаты. Под ногами поверженные враги, лежащие на солнечном диске и лотосе. Вокруг фигур протуберанец из языков пламени. На заднем фоне горы и облака. Читипати являются проявлениями Махакалы.

История происхождения этого образа такова: двое приятелей, практиковавших йогу Чод, созерцали на кладбище, и, когда они были в самадхи, туда пришли разбойники. Обнаружив, что с впавших в транс отшельников нечего взять, они в злобе срезали с их тел все мясо для своих собак. Тут созерцатели пробудились из транса и в свою очередь обнаружили, что реализовали бессмертие и на радости начали танцевать. Разбойников тут же хватил удар и они упали замертво. С тех пор Читипати охраняют других созерцателей на кладбищах от подобных ситуаций и злобных существ.


Данда Махакала



Имя этого Махакалы - "Великий Черный с палкой". Он одноликий, двурукий, сидит на трупе поверженного демона. В правой руке на уровне сердца он держит дигуг, а в левой габалу с амритой, при этом на согнутых локтях он прижимает к телу горизонтально расположенную палку (danda, beng). Все остальные иконографические детали идентичны Панджара Махакале.


Бхагават Махакала (Легден)



Имя этого Махакалы - "Покровитель, обладающий благом" или Победоносный Махакала - воплощение буддийской добродетели. Он представлен в трех совершенно одинаковых видах на трех изображениях. Он одноликий, двурукий, стоит в правом наклоне в мирской одежде, на солнечном диске и лотосе. Правой поднятой рукой (при этом широкие рукава верхней одежды опущены вниз) и левой рукой (широкие рукава верхней одежды подняты вверх), на уровне бедра он держит бамбуковую палку (danda, beng). Он обут в сапоги, вокруг фигуры протуберанец из языков пламени. Все остальные иконографические детали идентичны вышеописанным Махакалам.


Шайладэва Махакала

Имя этого Махакалы - "Покровитель Юный Бог". Он одноликий, двурукий, сидит на поверженном трупе демона, под ним диск солнца и лотос. В правой руке на уровне сердца он держит закрученную вправо раковину, а в левой бамбуковую палку (danda, beng). От всей фигуры исходит бушующее пламя. Все остальные детали совпадают с описанием Данда Махакалы.


Вьягхравахана Махакала



Имя этого Махакалы - "Покровитель, едущий на тигре". Он является эманацией Ратнасамбхавы, одноликий, дву-рукий, сидит в падмасане на тигре (под ним отсутствуют диск и лотос). В правой поднятой руке он держит палку, а в левой на уровне сердца габалу с кровью. От всей фигуры исходит бушующее пламя. Все остальные детали совпадают с описанием других Махакал.

Драгшед Махакала

Имя этого Махакалы "Покровитель Драг-шад (dragshad)". Он одноликий, четырехрукий, сидит в свободной позе на льве. В верхней правой руке он держит меч, в нижней тришулу, в верхней левой круглое знамя, в нижней лук. От всей фигуры исходит бушующее пламя. Под львом нет лотоса. Все остальные иконографические детали идентичны вышеописанным Махакалам.


Три брата Бхагавана (упоминаются в садханах Ситатапатры, Белозонтичной Тары)




Брахмарупа Махакала



Когда великий тибетский переводчик Ньен Лоцзава получил передач Манджуваджра Гухьясамаджи (также известную как линия Джнанапады) от Дакини Рисулы, она также даровала ему посвящение Махакалы Чатурмухи в особой форме в соответствии с Гухьясамаджа-тантрой. В это время она дала ему слугу - темнокожего Брахмана. Когда Ньен Лоцзава и Брахман достигли Непала, слуга изменил внешний вид и принял форму монаха, что стало более благоприятным для путешествий в Тибете. После смерти Ньен Лоцзавы монах остался с Ламой Нам Каупой, а затем - с Сачен Кунга Ньингпо.

Брахмарупа Махакала - это не кто иной, как Чатурмуха Махакала из тантры Гухьясамаджа. В его яростном облике он имеет черный цвет с четырьмя лицами и четырьмя руками, окруженный четырьмя дакини. В Школе Сакья считается неуместным показывать гневную форму всем, кто не получил посвящения. По этой причине возникла традиция изображения Чатурмухи в форме слуги Брахмана Ньен Лоцзавы.

Чатурмукха Махакала:




Махакала из цикла терма Мингьюра Дордже - Намчо




Атрибуты:


Мантра:


ОМ ШРИ МАХАКАЛА КШИМ КШЕТРА ВИГХАНАМ ВИНАЯКА ХУМ ПхАТ


САРВА МАНГАЛАМ!
Tags: Махакала, ваджраяна, тибетский буддизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments