nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Не всё воображение)). О двух родах мандал


Мандала Будды Акшобхьи

Публика у нас нынче по-прежнему, как и в древние времена, продолжает пребывать в неких крайностях понимания реальности. То есть, прочтя, как правильно понимать, всё говорят, как по-писаному, про "кажимости" и прочая. Но, как только речь заходит, например, о визуализации мандалы, начинаются "прыжки и гримасы")). Едва ли не каждый утверждает, что мандала - продукт активного воображения практика, и всё... Но это не так. Это ошибка.

Может быть, это и было бы верно с известной натяжкой, если речь идёт об ануттара-тантре и вы - бодхисаттва с прямым видением шуньи и соответствующими этому знаками и признаками. Но покуда это не так, всегда речь идёт о двух родах мандал, с которыми "работает" практик ваджраяны. Знаменитый знаток, переводчик и комментатор тантр Буддагухья говорил об исходно существующей и представляемой мандале. Первая — это "реальная" мандала, образуемая Буддой и эманациями его качеств в виде Бодхисаттв и прочего. Второй тип — графически или пластически зафиксированные и "воспроизводимые" в воображении практика.

Первые постигаются как таковые в чистом видении теми редкими существами, кто имеет способности прямого постижения самбхогакайи, их называют махасиддхами (сразу оговорюсь, что это в мало известной современным людям "табели о рангах" весьма выше, чем "просто бодхисаттва", - там есть ещё йогины, что круче бодхисаттв, потом просто сиддхи, а уже только потом махасиддхи, друбтобы, как их называют в Тибете).

Второй тип мандал всегда статичен, они являются некоей догмой для последующих поколений практиков. Изображения этих мандал фиксируются и далее не меняются, чего нельзя сказать о восприятии самбхогакайи, которая, как известно, обладает бесконечным потенциалом проявления. Неизменность второго типа мандал относительна, как и сама природа их происхождения. Очевидно, что культ, имея начало в историческом времени, имел развитие, а значит, изменения. Скажу даже больше - известное нам в историческом аспекте передачи в ваджраяне постоянство и неизменность лишь формально относимо ко второму типу мандал. На самом же деле это постоянство - характеристика тантры как таковой. Точнее будет называть это непрерывностью, а не формальной неизменностью. Хотя, конечно, с деградацией учения в историческом времени понимание сдвигается в сторону именно "неизменности" и сохранения формальных аспектов практики.

То же касается и текстов мантр: они считаются неизменными и данными раз и навсегда, хотя известно, что изначально была целая наука составления мантр. Сейчас её основы никто не передаёт, но кое-какой смысл уловить можно, изучая передачи более широко - во времени и вне школьных рамок. Вопрос не в этом - составление мантр "для личного употребления" требует необычайной силы от практика, для освящения мантр и приведения их в действие. Есть ли такие существа в наше время, сложно сказать. Во всяком случае, они не доступны массовой публике, и это хорошо)).

Рискну заметить, что первый и второй типы мандал можно сравнить с шрути и смрити, откровением и преданием, основами любой религии в любом из миров. При этом считается, что непрерывность передачи в ваджраяне даёт возможность существу опираться на первый тип мандалы, используя второй тип мандалы как инструмент для поддержания связи с видением махасиддхов, пока эта связь не реализуется. Коротко говоря, этот принцип таков - будь, как Будда, пока не станешь Буддой.

Стефен Ходж совершенно логично выдвигает гипотезу о том, что геометрически правильный порядок расположения Будд и бодхисаттв в мандале не был сразу таковым, а развивался постепенно. Что был некий рудиментарный порядок организации таких изображений в круг, описанный, в частности, в Дхарани великой пользы.

Вот что пишет Ходж, иллюстрируя свою мысль об эволюции тантрического культа:

"Для упоминания здесь я смог отобрать лишь несколько из самых примечательных текстов, однако все эти работы свидетельствуют о неуклонном увеличение количества тантрических элементов в буддизме, приведшем к расцвету изощренных тантрических текстов в VII и VIII веках.

Вдобавок к эволюционному процессу, указываемому хронологической последовательностью этих текстов, сохранившихся на китайском языке, есть и другие указания, которые следует отметить, говорящие о распространении и принятии тантрических практик. Например, Шантидэва (ок. 700–750 гг.) составил Шикша–самуччая, ценную подборку цитат из различных текстов махаянского направления, имеющих отношение к практикам, которыми должен был заниматься бодхисаттва. В этой работе можно найти несколько интересных моментов, относящихся к развитию тантрического буддизма в Индии. Один из них — то, что Шантидэва принимает и использует текстуальную важность (амная) Трисамая–раджа, одного из источников составления Махавайрочана Тантры. Другое — свидетельство растущей важности внутренней визуализации, похожей на тантрические практики. Вот соответствующие отрывки:

1. Вам следует повторять эту видья, упоминающуюся в Три–самая–раджа ради мандала самая: Намах сарва–буддха–бодхисаттванам. Ом вираджи вираджи маха–чакра–вираджи. Сата сата сарата сарата трапи трапи видхамани. Сабхаджани самбхаджани, тарамати, сиддха агре твам сваха. С этим вы сможете войти во все мандалы. Либо вам следует повторять Сущность Татхагаты восемь тысяч раз а затем входить как в обычные, так и в запредельные мандалы…

2. Сосредоточившись на буддах и бодхисаттвах, вам следует также возглашать [мантры], следуя Ритуалу Доброго Поведения, с сознанием, стремящимся облагодетельствовать все существа. Этот предписанный ритуал (видхи) следует соблюдать в завершении церемонии. Предписанное в Три–самая–раджа надежно (амная), так что [в совершении этого] нет никаких упущений.

3. Согласно Три–самая–раджа, ритуалом предписывается закрыть глаза и возглашать [Мантру] Ста Знаков восемь тысяч раз, с сознанием, сфокусированным на буддах и бодхисаттвах. Как только вы закроете глаза, вас возьмут к себе будды и бодхисаттвы, и вы освободитесь от грехов. Либо же, обходя вокруг ступа, вам следует повторить их восемь тысяч раз, а также положить книги священной Дхармы перед изображением в храме.

4. Бодхисаттва, облеченный восемью качествами, станет постоянно встречать будд. Каковы эти восемь? Он побуждает людей обозревать телесный облик Будды, он поклоняется (упастхана) татхагатам, он распространяет извечную форму Татхагаты… (Из Брихат–сагара–нага–раджа–парипричча).

5. Благороднорожденные сыновья и дочери должны узреть Будду, изображенного на картинах или описанного в книгах. (Из Шраддха–баладханаватара–мудра).

Из этого мы можем видеть, что разновидность тантрических практик, в целом принятых приблизительно в то время, уже включала использование мандал, возглашение дхарани, ритуальное поклонение (пуджа) и визуализацию".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments