nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Немного об истории камертона и склонности человеков к завышению



Сегодня наконец узнал, почему я так люблю игру на низко настроенной гитаре. Оказывается, чем выше настраивается инструмент, тем уже его диапазон. И, соответственно, чем ниже, тем больше в его звучании обертонов. Не надо включать никакой эзотерики)). Ниже настроенные инструменты действуют на людей более располагающе, богатое звучание действует расслабляюще и так далее. Именно поэтому люди часто так ценят звучание старинных акустических гитар. Но самое страшное последовало дальше)). Оказывается, в мире давно идёт непримиримая борьба по поводу идеалов звучания камертона ноты "ля" первой октавы. И частота камертона в мире неуклонно растёт. И это у нас что-то нервное. Стремление к завышению это всегда нервное - так выдаёт себя внутреннее напряжение.

Некоторые утверждают, что это хорошо - музыка прибавляет в яркости, но теперь это вопрос восприятия, качества слуха, которое, как известно снижается. Так что, реакция завышения частоты камертона это такой очень человеческий трюк, как с любой привязанностью - будут задирать частоту, пока люди не осознают, что проблема качества их слуха так не решается. Про тех, кому механически хочется делать всё громче и ярче, я говорить особо не буду - там наверняка имеет место определённый травматизм внутреннего мира и компенсаторные проявления в искусстве (не только в музыке). Я о другом. Вглядитесь - то, что нам подавалось как прогресс связано как раз ростом внутреннего напряжения у людей.

При Бахе частота ноты "ля" первой октавы была, по-моему, порядка 418 Гц. Затем, при Моцарте, пошло завышение. Моцарт использовал камертон, созданный Йоханом Андреасу Штайном, известным венским настройщиком. Измерения показали, что камертон Штайна настроен на частоту 421,6 Гц. Кроме того, услугами Штайна пользовались Гайдн, Сальери и Бетховен. Это может свидетельствовать о том, что они также использовали частоту 421,6 Гц для ноты “ля” первой октавы. Сравнительно недавно был обнаружен камертон Генделя для настройки рояля. Измерения показали, что “ля” Генделя было немного выше чем у Моцарта, частота составляла 422,5 Гц.

На протяжении 18-го и почти всего 19-го столетия не существовало никакой эталонной частоты. Для разных залов, оперных театров и церквей (в случаях с органами) диапазон частот для ноты “ля” варьировался в пределах от 400 до 460 Гц. Впервые общепризнанный стандарт для ноты “ля” первой октавы был введен в Европе в 1859-м году, идею о стандартизации предложили концертные площадки Франции. В соответствии с этим стандартом нота “ля” настраивалась на 435 Гц.

Первое международное соглашение о принятии в качестве стандарта для ноты “ля” первой октавы частоты 440 Гц было принято на конференции в Британском институте стандартов в Лондоне в 1939 году.

Последнее известное мне завышение связано с творчеством Герберта фон Карояна. Именно он настаивал на том, что это делает музыку оркестра ярче и яснее, и завышал до 445 Гц.

В общем, лечиться надо, друзья мои. Поправлять слух, а не следовать тому же методу - просто что-то делая со строем. Это должно быть связано с качеством нашего внутреннего состояния.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments