nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Поправка на трение. Что нам преподают под видом "истории тибетского буддизма"?



Встретил у Владимирцова интересную мысль о том, что Цонкапа, по сути, вовсе не реформатор (как нам непрестанно пытаются представить) - напротив, он реставратор. Он выступал за возврат к изначальному буддизму махаяны, преподанному некогда в Тибете великим Джово Атишей, чья школа кадам служила Цонкапе образцом. Но в итоге, можно сказать, что "силою вещей" инициативы Дже Цонкапы привели к образованию чего-то нового - школы гелуг. Так как нельзя вернуться, нельзя ничего воссстановить, можно лишь построить новое, похожее, но не то же.

Понять на самом деле реставрацию, инициированную Цонкапой, для нас, нынешних "белых людей", практически невозможно. Потому что мы не имеем ни малейшего понятия о том, что творилось в Тибете на момент прихода Цонкапы. Ни один дебтер или намтар не передают этого в силу очень сильных ограничений и искажений, диктуемых самим жанром, а также всем духом тибетской средневековой культуры, не говоря уже о более ранних веках. Тибет едва ли не самая литературная, если можно так выразиться, держава в обозримой истории мира, но там не найти настоящей документалистики)). Жаль, но практически невозможно появиться новому Хёйзинге с тибетской "Осенью Средневековья". Если убрать чисто духовную составляющую, включая йогические видения, плюс бесчисленные литературные виньетки, в сухом остатке будет лишь общий ход исторических событий с местами хромающей противоречивой хронологией. Это никогда не станет основой для того, чтобы мы хотя бы как-то могли получить переживания этой истории. Средневековая Европа нам доступна в чем-то в силу общей авраамической и эллинской культурной основы. Чтобы понять, что это так, задумайтесь - могли бы мы как-то прочувствовать жизнь и быт древних германских племён? Нет, если без фантазий. Вот так же примерно и с Тибетом.

Да, мы до сих пор можем изучать быт кочевников, ремёсла, верования, искусство, влияния, которые во многом не менялись веками. Но именно эта неизменность говорит нам о том, что главное от нас скрыто. Знаемое нынче ничего не даёт для понимания Тибета времён Цонкапы, потому что все инициативы там были иерархичны, проводились сверху, а жизнь верхушки была настолько мифологизирована, что документалистика в нашем понимании слова была просто невозможна. Как невозможны были, например, частные дневники с ежедневной фиксацией восприятия действий и переживаний. Для передачи чистых линий ваджраяны это идеальная атмосфера и среда, но её разреженность не предполагала появления жирной почвы для частного, нерелигиозного документального дискурса. По сути, веками не меняющийся быт ни о каком историческом движении не говорит, а духовная история Тибета во многом происходила за пределами собственно исторических коллизий (если не считать плоских шаблонов, что, дескать, повсеместно цвело и пахло колдовство:)). То есть благодаря этой разреженности и вневременности мы не можем, в итоге, понять не общо и абстрактно, предметно и конкретно-ощутимо, что именно поменял Дже Цонкапа, с чем именно он боролся, зато можем получить Учение в чистом виде. Такая вот история. На мой взгляд.

Говорят, дескать, о ту пору, когда процвёл Цонкапа, тантристы погрязли в колдовстве, и он это дело пресёк своей реформой. Но, по чести говоря, колдовство ведь никуда не делось, а процвело пышно и в гелуг. То есть называть пресечение магизма предметом реформ я бы не стал. Не стоит переть против очевидного. Что еще осталось? Войны между гелуг и кагью? Где здесь реформа? Это чистая политика. Просто в теократическом государстве, но это всё та же борьба за власть. В теократии вообще трудно отделить мух от котлет. Но даже если задаться целью, теократия как условие существовала задолго до Цонкапы и много после него.

Итак, скажите по чести - что такого изменил в целом в Тибете Цонкапа, кроме того, что организовал новую школу более добродетельных (поверю на слово) монахов? Не поверю, что к 15-му веку там и без него не было Винаи, а после него вдруг и внезапно нравственность заколосилась. Всегда должна быть почва, условия, вторичные причины. Ничего не является вдруг, чем крупнее явление, тем дольше его история. А если бы там всё сгнило к тому времени, нечего было бы реформировать. Почему, к примеру, не прославили как великую реформу очередную инъекцию нравственности со стороны Гампопы? А уж сиддх был невероятный. Почему именно Цонкапа вдруг стал прославляться именно в этом качестве? Хотя, как по мне, Гампо ничем не хуже был, привив дикий:) йогизм к древу нравственности кадам.

Короче, я думаю, и это не принижает ничуть Дже Цонкапу (да и что ему, он же Будда?!), что он стал героем мощного и грамотного пиара длиной в несколько веков с использованием властного ресурса.

Если бы гелуг не пришла к власти (между прочим, кровавым путем), так называемая реформа тибетского буддизма была бы совершенно не очевидна. Потому что её и не было. Было образование новой школы (безусловно с благими намерениями, ведущими в ад) и властный переворот с целью объединения государства при Великом Пятом Далай-ламе.


Несомненно, я с таким же большим уважением отношусь к трудам Дже Цонкапы, как и сами гелугпинцы. И, конечно, какое-то влияние он оказал на многих (на некоторых, как на Горампу из сакья, вполне негативное:)). Я лишь хочу сказать, что мнение, что Цонкапа реформировал весь тибетский буддизм в целом вполне себе мифологично. У него попросту не было такого ресурса, чтобы реформировать весь тибетский буддизм в целом. Вообще, я думаю, мифологизация роли Цонкапы только вредит его образу. В этом смысле я всегда помню о реальной жизни Будды Шакьямуни, а также наставлениях по тантрам, написанным до возникновения тибетского буддизма. Там никогда не выпячиваются чьи-то отдельные фигуры. Просто потому, что это противно самому воззрению Дхармы Будд.
Subscribe

  • Вот где собака зарыта. До сих пор

    Вот где наметился и произошёл раскол между европейцами и православными, а вовсе не в догматах веры)). Первым уничтоженным конкурентом Венеции…

  • Про массы и людей длинной воли

    Все ведущие современные идеи - не затеи кружков и партий, а идеи, затрагивающие так или иначе всех - негативны и асоциальны, они не несут…

  • Дзогчен и общественные цели

    Общество состоит из совокупности многочисленных индивидуумов, но эта совокупность обязательно должна иметь своим началом единство. Чтобы общество…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments