nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

История проявления и качества Вайшраваны


Достаточно редкая, тантрическая форма Куберы-Вайшраваны


Существует несколько традиций изложения истории проявления Вайшраваны. В соответствии с традицией Хинаяны и также Винаи - говорится, что во время Будды Кашьяпы существовали четыре божества, имена которым были Даним, Дачум, Люуг и Угчен. Четыре божества, которые уверовали в достоинства Учения Будды Кашьяпы. Они совершили пожелание о том, чтобы в будущем переродиться четырьмя Защитниками учения Будды Шакьямуни.

Из этих четырех божеств первые два - Даним и Дачум переродились в будущем соответственно как два божества - Вирупакша и Вайшравана. Другие два божества — Люуг и Угчен переродились соответственно как Дхритараштра и Вирудхака. В соответствии с традицией Хинаяны, таким образом, эти четыре божества переродились как Четыре Царя - Защитника четырех сторон света. В традиции же Махаяны эти четыре божества - Дхритараштра, Вирудхака, Вирупакша и Вайшравана наполняют миллиарды вселенных, и в чистой сфере Саха, то есть в чистой сфере "непродолжения страдания", так сказать, они защищают четыре соответствующих направления.

Справка: Правитель Вайшравана (санскр. Vaiśravaṇa, тиб. rnam thos sras; вероятный перевод имени Вайшравана – "Яснослышащий") – Правитель Неба, Оберегающего Простых Людей от Травм. На Небесах Четырёх Великих Правителей он является правителем, охраняющим Север, так как его страна находится на северной стороне горы Меру. Другое его имя – Кубера (санскр. Kubera). Он считается богом богатства, охраняющим сокровища Индры. Прислуживающие боги Куберы – якши (санскр. yakṣa, пали yakkha).

Четвертый уровень Небес Четырёх Великих Правителей защищает людей от опасностей и ран. Боги Небес Правителя Вайшраваны оберегают людей от травм и болезней. Однако это касается людей, которые ведут нравственный образ жизни: соблюдают заповеди и стараются не накапливать плохую карму. В противном случае, если человек совершает дурные поступки, он накапливает причины для несчастья. Якши считаются каннибалами, поедающими тех, кто накопил плохую карму.

Какая карма приводит на Небеса, Оберегающие Простых Людей от Травм? Это мир, куда, к примеру, попадают герои войны, защищавшие свою родину и отводившие беду от людей своей страны. Такую же карму могут накапливать и правители стран в Мире Людей. Или это может быть хороший врач, например, квалифицированный хирург, избавлявший людей от физических страданий. Подобные люди накапливают причины, для перевоплощения на Небе, Оберегающем Простых Людей от Травм.

Как ясно изложено в сутрах, практика жертвования и соблюдения заповедей – это два важнейших условия, необходимых для перерождения на Небесах.

Дхритараштра пребывает на востоке, Вирудхака - на юге, Вирупакша - на западе и на севере - Вайшравана. Из четырех божеств Вайшравана - хранитель северного направления. Его второе имя - Нгелсо-по - «выдыхающий». Почему его так называют? Потому что однажды, когда шла битва между богами и асурами, Вайшравана отправился на помощь божественным войскам. Когда он добрался до середины горы Сумеру, он произнес слог «ХА» и паром из рта устранил, уничтожил несметное количество асуров. У Вайшраваны было множество различных магических деяний. Силой предыдущих молитв и пожеланий он переродился в этой вселенной в виде божества Вайшраваны и, начиная с момента, когда Будда Шакьямуни вошел в лоно матери и до поры, когда он принял монашеские обеты, Вайшравана всячески охранял Будду. Говорится, что для сбора подаяний Вайшравана подарил Будде патру (монашескую чашу), сделанную из драгоценных материалов. Когда Будда первый раз повернул колесо Учения в Варанаси, Вайшравана вместе с окружением из более чем тысячи божеств внимал его Учению и сразу же достиг результата - архатства. Именно тогда Будда Шакьямуни и возложил на него ответственность по защите Общины - Сангхи и Учения.

Поэтому в любой местности, где распространяется Учение Будды, Вайшравана своей силой и магией приносит огромную пользу последователям учения Будды, неисчислимую пользу, которую невозможно постигнуть умом. Говорится, что затем он вошел в колесницу Тайной Мантры, получив Посвящение от самого Ваджрадхары. Далее он стал практиковать Учение Ваджраяны.



В Тибете, во времена царя Трисонг Деуцена, он наяву появился в пространстве посреди облаков перед царем вместе с тысячным окружением из свиты и пролил на землю Тибета дождь из золота и драгоценностей. Поэтому до сих пор он считается Защитником обеих колесниц, как Махаяны, так и Хинаяны. По той же причине он считается Защитником четырех тибетских школ тибетского буддизма - Ньингма, Кагью, Сакья и Гелуг.

Вопрос: - Почему он восседает на льве?

Ответ: - Многие Защитники ездят верхом на различных животных, некоторые ездят на тиграх, некоторые на драконах, некоторые на лошадях. Кроме Вайшраваны существует много других Защитников, которые тоже сидят на различных животных. Одна из причин, наверное, в том, что он спускался с небес Тридцати Трех божеств, во время рождения Будды, верхом на льве. Видимо, это и послужило причиной для традиции изображать его верхом на льве. Лев является одним из божественных животных, может быть, это тоже сыграло свою роль.

Вопрос: - Почему атрибут Вайшраваны мангуста?

Ответ: - Говорится, что на севере, где пребывает Вайшравана, обитают якши. Там, в стране якшей, очень много богатств. Животное, которое Вайшравана держит в одной из своих рук, на самом деле, похоже больше на кошелек. То есть это своего рода символ - мешочек, который набит драгоценностями.

Вопрос: - Расскажите пожалуйста о Дзамбале.

- В одном из текстов говорится, что у Вайшраваны была супруга. У нее было четыре сына, и Дзамбала - это один из сыновей Вайшраваны.

Вопрос: А Кубера?

- Кубера на самом деле то же, что и Вайшравана, это просто другое имя. Ку — значит плохой, Бера — тело, плохое тело. Это Вайшрована, который изображен страшным по своему виду - беззубым, трехногим и с толстым животом. Нет возможности пересказать или описать все те формы, в которых он проявляется.


Учения дарованные Карма Пунцогом Ринпоче в декабре 2008 г. в буддийском Центре «Дзогчен Шри
Сингха», г. Москва.
Tags: Вайшравана, ваджраяна, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment