nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Фэйк за 450 млн. долларов. Позор капитализма

Между зевак, набившихся в полутемную галерею Christie’s посмотреть на то, что

аукционный дом именует «величайшим и самым неожиданным художественным
открытием XXI века» — новую картину да Винчи, утраченную в 1600-е, —
протискивается известный эксперт в области искусства и спрашивает меня:
«А что, собственно, Леонардо делает в разделе Modern &
Contemporary?» Прежде чем я успеваю ответить: «Действительно, что?», он
сам отвечает на свой вопрос: «Все дело в том, что 90% этой картины
создано в последние 50 лет». И он прав. Картина напоминает выдуманную
кем-то версию утраченного оригинала, кроме того, на рентгенограммах
видны трещины, разрушения красочного слоя, вздувшееся дерево, стертая
борода и другие детали, скорректированные, дабы сделать эту копию более
похожей на оригинал.

Произведение, которое носит название Salvator Mundi («Спаситель
мира») — изображение взирающего на нас полупризрачного мужчины в голубом
хитоне. Левая рука поднята в благословляющем жесте, в правой —
хрустальный шар, и все это на черном фоне. Работа датирована 1500 годом —
настоящему Леонардо тогда было 48 лет и он был самым известным
художником в мире. Вечером в среду это небольшое произведение собираются
пустить с молотка. Стартовая цена $100 млн (что даже не кажется такой
уж большой суммой, учитывая, что работа Деймиана Херста «Во имя любви к
богу» — инкрустированный бриллиантами череп — имела такую же цену). Это
объясняет поведение представителя Christie’s, который как бы невзначай
интересовался, не предложит ли кто-нибудь «два миллиарда». В нашем
безумном мире такое вполне может произойти. В качестве промоушена
аукционный дом выпустил 162-страничный буклет с цитатами из
Достоевского, Фрейда и самого Леонардо и несколько видеороликов,
запечатлевших эйфорию зрителей от «нового шедевра». Обязательно
посмотрите расширенный клип, где три сотрудника компании рекламируют
картину гонконгским клиентам, описывая ее как «святой грааль нашего дела,
мужской образ Моны Лизы, последнего да Винчи, наше детище, настоящий
блокбастер, сопоставимый с открытием новой планеты, более ценный, чем
нефтеперерабатывающий завод».






Я не историк искусства и уже тем более не специалист по старым мастерам.
Однако я смотрю на произведения искусства вот уже пятьдесят лет, и одного
взгляда на эту картину достаточно, чтобы понять, что это не Леонардо.
Это абсолютно мертвая картина. Ее поверхность инертна, она
тусклая, ее лакировали, очищали и вновь перекрашивали столько раз, что

картина одновременно кажется и старой, и новой. Именно поэтому при ее
описании Christie’s использует такие слова, как «таинственная»,
обладающая «аурой», способная стать «вирусной». Вирусной? Ну да, как
постер, может быть. Эдакий двухмерный эрзац Иисуса для приборной панели
автомобиля.

Вам нужны еще аргументы в пользу того, что это фейк? Эксперты
полагают, что в мире существует примерно 15–20 картин да Винчи, и среди
них нет ни одного «портрета» Иисуса (хотя есть несколько картин с
изображением Иисуса-младенца. — Артгид). Нет и
ни одного лица анфас. Всего его картины, в том числе и портреты,
изображают фигуры в более сложных ракурсах. Даже самый близкий к
«Спасителю мира» «Иоанн-Креститель», также 1500 года (в Лувре он
датируется между 1513 и 1516 гг) представляет нам юношу вполоборота,
с игривым взглядом и волосами куда более детализированными, нежели кудри,
которыми так восхищаются в Christie’s.



Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель. Между 1513 и 1516. Дерево, масло. Лувр, Париж


Леонардо обожал писать людей в динамичных, сложно закрученных позах.

Здесь он предвосхитил Рафаэля, который, по словам Вазари, уже в двадцать
лет вдохновлялся работами своего друга Леонардо. Мастера Возрождения
заставляли фигуры взаимодействовать с поверхностью и структурой картины,
изгибая пространство и вовлекая в него зрителя куда больше, чем это
происходило в традиционных фронтальных портретах. Леонардо никогда не
показывал фигуры фронтально, как в плоскостной и приверженной симметрии
византийской живописи. Вообще все мастера Возрождения в тот момент уже
давно ушли от средневековых прообразов ренессансного искусства.

Полностью здесь: http://artguide.com/posts/1361



Tags: Европа, живопись, искусство, ложь, ценности
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments