nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Отделяя молоко от воды

Во времена Бутона Ринчендуба (в 14-м веке) был такой лама по имени Ральди (Меч), который довольно успешно оспаривал факт непрерывности передачи учения в тибетском буддизме в период Ралпачена и его брата-противника Лангдармы. И, в том числе, Ральди опровергал обязательность монашества для окончательной реализации (был и такой предрассудок, особенно утвердился в 17-м веке, это, понятное дело, связано с политикой и тибетской теократией).

Бутон в ответ написал свою "Историю буддизма", в которой от истории только даты и имена)), а всё остальное таково, что мы с вами, современные читатели, становимся попросту жертвами и заложниками древней тибетской полемики, принимая писания Бутона за чистую монету. Впрочем, и его система тантр по 4-м классам тоже весьма условная вещь. Теперь мы прекрасно знаем, что до Бутона было несколько иных классификаций. Что это просто концепция, в конце концов. А, например, тантра Гухьясамаджа в древности по всем признакам и происхождению принадлежала к классу йога-тантр - вся эта концепция 5 Будда-семейств (сменившая концепт 3-х семейств в крия- и чарья-тантрах) пришла к нам из базового текста йога-тантр - "Таттва-самграхи". Я всё это к вопросу об условности многих установлений, которые нынешние тантристы почитают за константу)). И к тому, что Бутон в пылу полемики многим жертвовал для победы над Ральди.



Кстати, именно Бутон в авторитете ещё и потому, что он впервые составил Кангьюр и Тангьюр, то есть отобрал сказанное Буддой и комментарии к Его словам. Но, как вы понимаете, и здесь стремление поддержать "линию партии" сказалось - многие тексты старой школы переводов были отброшены как имеющие подозрительное происхождение (читай, не из университета Наланды) и не заслуживающие доверия. В том числе, и такие, как текст тантры дзогчен "Дратал-гьюр" (коренная тантра раздела Меннагдэ, Устных наставлений). В наше время, когда этот текст был обнаружен при раскопках в Дуньхуане (Китай), смешно говорить, что эта тантра является поздним "сочинением" ньингма, как утверждала это в средние века партия власти Тибета и Бутон Ринчендуб.

Итак, вернёмся к периоду 9-го века. Согласно Ральди, "промежуточный период" следует выделять в силу того, что деятельность созданной в периоды правлений Тисрондеуцена и Ралпачена монашеской общины протекала в отрыве от непосредственной практики укоренения буддизма в среде тибетского населения. Он полагал, что перевод канонических текстов и подготовку первых немногочисленных тибетских адептов нельзя в полном смысле называть "изучением и проповедью Дхармы". Контраргументация Будона представляет собой перечисление имен тибетских адептов, принявших монашество, и их непосредственных наставников, что, по его мысли, свидетельствовало о непрерывавшейся традиции передачи религиозного знания". (Е.Островская)

Проще говоря, Ральди утверждал, что насаждение Дхармы носило совершенно искусственный характер со стороны царской династии. Народ Дхарму не принимал, это была "революция сверху")). Буддийская монашеская община в Тибете IX в.была создана исключительно благодаря усилиям тибетских царей, которые, начиная с Тисрондецана, стремились к превращению буддизма в подлинную государственную идеологию. Однако религиозное сообщество IX в., объединявшее зарубежных монахов, ученых и немногочисленных тибетских последователей, не принимало непосредственного участи,я в
повседневной религиозной жизни простого населения. Это объяснялось тем, что тибетская буддийская сангха пребывала еще в своем зачаточном состоянии, и проблема ее интеграции в общество не вышла на первый план. Принятие монашеских обетов подразумевало глубокое знание текстов Винаи, прохождение целого ряда религиозных испытаний и экзаменов по различным аспектам буддийского учения. Подготовка тибетского монашества была затруднена прежде всего тем, что переводы текстов, вошедших в состав тибетского корпуса Винаи, обрели свой окончательный вид только в середине IX в. То есть, когда тибетские монахи, в массе не знавшие санскрита и пали, смогли наконец изучать всё это на родном языке, произошёл дворцовый переворот и воцарился злополучный Ландарма. Традиция была прервана, толком не начавшись.

Заметьте, что всё это важно, лишь если ставить развитие Дхармы исключительно в зависимость от развития монашества, а значит, и Винаи. А ведь это "генеральная линия" государственной идеологии Тибета в дальнейшем. Которую и защищал Бутон Ринчендуб. Меж тем, из-за такого официального курса мало кто даже сейчас придаёт значение той мысли, что приход Дхармы в Тибет был неизбежен вовсе не из-за монахов и Винаи (чей контекст как раз спорен), а из-за широкого распространения тантры среди мирян. В частности, к этой мысли склоняется и Стефен Ходж, кратко перечисляя характерные черты буддийской тантры (будет нетрудно понять, почему напрямую и косвенно тантра лучше распространялась среди мирян и йогинов, нежели среди монашества):

1. Тантрический Буддизм предлагает альтернативный путь к просветленности вдобавок к стандартному пути Махаяны.

2. Его учения обращены к практикующим мирянам прежде всего, а не к монахам и монахиням.

3. Как следствие этого, он признает земные цели и обретения и часто имеет дело с практиками, по характеру более магическими, нежели духовными.

4. Он учит специальным типам медитаций (садхана) как пути к осознанию, направленным на трансформацию индивида в воплощение божественного в течение этой жизни или через небольшой промежуток времени.

5. Такие виды медитации включают активное использование различных типов мандал, мудра, мантр и дхарани, как конкретных выражений природы действительности.

6. Формирование образов различных божеств в процессе медитации путем творческого воображения играет ключевую роль в процессе осознавания. Эти образы могут рассматриваться пребывающими как внутри, так и извне.

7. Огромное многообразие количества и типов Будд и прочих божеств.

8. Большое ударение делается на роли гуру и необходимости получения от него наставлений и должных инициаций для садхана.

9. Бросаются в глаза многочисленные рассуждения о природе и силе речи, в особенности в связи с литерами санскритского алфавита.

10. Различные обычаи и ритуалы, часто не–буддийского происхождения, такие как хома, инкорпорированы и адаптированы к буддизму.

11. Духовная физиология преподается как часть процесса трансформации.

12. Подчеркивается важность женского начала; используются различные формы сексуальной йоги.

Ни в коей мере не претендуя на исчерпанность, этот перечень включает в себя основные элементы и тематику тантр. На протяжении прото–тантрической и ранней тантрической фазы лишь некоторые из этих элементов могли встречаться одновременно в каком–либо тексте, но, по мере того, как мы вступаем в среднюю и позднюю фазы, то обнаруживаем все большее их количество в той или иной форме инкорпорированными в тексты. Этот процесс синтеза и развития длился несколько веков, начиная с самых ранних прото–тантрических текстов и вплоть до детально проработанной Калачакра-тантры, которая, вероятно, была последней Тантрой, созданной в Индии. Хотя было бы необдуманно смелым делать безапелляционные заявления относительно раннего развития тантр на нынешнем уровне наших знаний, все же интересно вкратце проследить за этим процессом, основываясь прежде всего на свидетельствах, доступных нам из китайских источников как не зависящих от ситуации в тибетской политике.

Таким образом, представляется, что трактовка истории распространения Учения, которую нам предлагают чаще всего тибетцы, как минимум не является исчерпывающей, а как максимум является просто ангажированной и нереалистичной. К сути Учения это может и не иметь отношения - если мы не склонны смешивать эту суть с историческим контекстом, стилистикой подачи Дхармы, включая тривиальные культурные наслоения. Вопрос не в том, чтобы отбрасывать их, а в том, чтобы разделять молоко и воду посредством праджни, как лебедь мудрой Сарасвати)).


САРВА МАНГАЛАМ!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments