nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Гуру-йога: смысл и опыт

Учитель выступает в роли зеркала, отражающего нашу самосовершенную природу благодаря практике гуру-йоги. Это возможно потому, что наша природа так же совершенна, как и его.

Подобно безупречному зеркалу, Учитель напоминает нам, чтобы мы осознавали свои собственные проекции, давая нам возможность благодаря практике присутствия и наблюдения самих себя узнать потенциал энергии и объединиться с ним. Хотя на самом деле это лишь один аспект. Передача, прежде всего, связана с потоком благословения Учителя и линии учителей. Это означает, что практика присутствия и гуру-йога происходит в особом поле, наполненном энергией передачи и мандалы Учителя.




...Когда мы делаем практику сообща, некоторые во время пения Песни Ваджры поднимают глаза к небу, даже если сидят напротив меня. Я видел, что многие так делают. Они считают, что небо важнее, чем учитель. Они не понимают, что их истинное состояние олицетворяет учитель, а не небо! Это значит, что они не понимают ценности учителя и передачи.

После того как Гуру Падмасамбхава дал посвящение Ваджракилаи, он сказал что линия, идущая от Йеше Цогьял, будет более важна, чем любая другая, и не потому, что Йеше Цогьял его супруга, но потому, что, когда он велел ученикам почтить проявление мандалы Ваджракилаи, только она простерлась перед Гуру Падмасамбхавой, тогда как все остальные его ученики пошли поклониться мандале. Йеше Цогьял поняла, что главный источник передачи — это учитель, а не мандала. Мы должны на деле применять глубокий смысл этой истории.

Согласно Дзогчену, способ хранить все самайи — это делать гуру-йогу.

....Первое и самое главное — нам нужно на деле понять, каков наш ум, каково наше тело, какова наша энергия, насколько всё может быть ограниченным и насколько мы зависим от этих ограничений. Прежде чем мы можем даже помыслить о прямом обнаружении природы ума, нам нужно обнаружить свое относительное состояние и осознавать его в каждый миг. Если мы не будем двигаться в этом направлении, мы рискуем выстроить воздушные замки, от которых нет никакого толку.

Наблюдать самого себя прежде всего значит обнаруживать свои ограничения и свое двойственное состояние и сформировать правильное отношение. Это единственно возможный способ самоосвобождения.

...Самое важное — не получение учений и не изучение множества практик. Есть простой, но очень ясный пример: если мы приходим в ресторан, наша цель — поесть, утолить голод, а не использовать вилки, ножи или, возможно, палочки для еды. Точно так же существует множество разных вторичных практик, которые мы можем освоить, но важно понимать, что не это главное. Как я вам много раз говорил, главное в учении Дзогчен — это гуру-йога.

...В Дзогчене нет ничего такого, к чему нужно было бы приходить путем выбора. Уверенность в том, что то или иное учение является вашим путем, не зависит от рассудочного решения. Она — плод практики и переживания собственной истинной природы. Если вы по-настоящему следуете учению Дзогчен, действительно практикуете его и стараетесь обнаружить свою истинную природу, то вам не нужно будет ничего решать и вам на самом деле будут чужды все сомнения. Таков истинный смысл второго завета Гараба Дордже.

...В учении Дзогчен мы говорим, что обнаружение мгновенного присутствия происходит на основе опыта.

Чтобы обрести истинное знание, нам нужно получить особые виды опыта, связанные с методом учения: переживания ощущения, ясности и пустоты, которые в свою очередь связаны с тремя уровнями нашего существа, то есть с телом, речью и умом. Используя методы, связанные с передачей, мы можем получить прямой опыт и обнаружить изначальное состояние, состояние гуру-йоги.

...Песня Ваджры — наивысший метод узнавания изначального состояния и расслабления в мгновенном присутствии без каких бы то ни было умопостроений или двойственного мышления. В тантре «Союз солнца и луны» (Nyi zla kha ’byor), одном из самых значительных текстов Упадеши Дзогчена, говорится, что Песня Ваджры исключительно важна и подобна ключу ко всем методам. С Песней Ваджры связаны главные учения Семде, Лонгде и Упадеши Дзогчена. Если учитель обладает ее знанием и передает его вам, вы можете обнаружить свою истинную природу.

Песня Ваджры — это мантра, а все передачи мантр связаны со звуком. Без передачи мантра не действует, но, чтобы обладать способностью передачи, необходимо развить ее силу с помощью практики. Тот, кто обрел силу главной мантры, может передавать другие мантры, на которые он получил передачу.
Во всех мантрах содержатся слоги, которые обладают действенностью и энергией. Мантры подразделяются на две группы: мантры семейств и мантры-дхарани. Мантра Песня Ваджры не относится ни к тем, ни к другим: она представляет собой естественный звук всего сущего.

Мантры семейств имеют различное назначение. В частности, их могут использовать те, кто овладел способностью управлять силой и энергией, связанными с различными болезнями.

Мантры-дхарани мы находим в основном в учениях Сутры, а также в Йога-тантре и Крия-тантре. Эти мантры связаны с мудростью просветленных, с определенными звуками и определенными проявлениями Будды Шакьямуни. Когда Будда давал учения, бывало, что, например, из какой-нибудь ступы исходили яркие лучи и звуки божественных мантр. Такие явления могут возникать в ответ на кажущиеся неразрешимыми проблемы, затрагивающие то или иное место. Тот звук, который слышали люди, есть не что иное, как звук мудрости, исходящий от проявления просветленного существа. Отныне, если кто-то повторял этот звук, беда отступала. Это дает нам представление о природе многих мантр, которые есть в Сутре и Йога-тантре. В этом случае звук проявляется сам, и его действие можно потом повторить.

Однако в высших Тантрах самая важная мантра — это звук природы всего сущего.

Чтобы обнаружить состояние мгновенного присутствия не нужно использовать сложные методы — нет ничего лучше, чем расслабиться и стараться быть в состоянии присутствия, когда поешь Песню Ваджры.

...Многие неспособны расслабиться, потому что вечно придают всему слишком большую важность. В этом случае нужно вспомнить знаменитые слова Будды о том, что ничто не существует реально, потому что всё иллюзорно, словно сновидение, приятно оно или неприятно.

...Старайтесь не отвлекаться. Старайтесь постоянно сохранять присутствие. Это самая важная практика, которую вы можете делать.

Даже если вы изучили множество методов, вы не можете применять их все. Вот почему существенно важно объединять практику со своей повседневной жизнью. Суть в том, чтобы каждый миг времени объединять со своей практикой. Если вы не сможете этого понять, то никогда не обретете реализации, потому что, отвлекаясь, вы будете продолжать накапливать неблагую карму и не освободитесь от двойственного видения.

Объединение не означает, что мы что-то изменяем, исправляем: нет ничего, что следовало бы изменять или исправлять. Не означает оно и смешивания методов и практик, потому что в таком случае получилась бы только путаница. Самое важное для объединения — обладать знанием мгновенного присутствия. Если у нас есть эта основа, мы можем применять разные методы понимания сущностного смысла.

Понять, объединяемся мы или нет, можно очень просто, если понаблюдать за своим восприятием. Например, если передо мной лежит книга и у меня есть отдельные понятия: «я» и «книга», это значит, что я пребываю в двойственном видении субъекта и объекта. Если же я нахожусь в мгновенном присутствии, я тоже могу видеть эту книгу, но не так, будто она там, а я здесь: книга — просто часть меня, нет никакой двойственности.

Поэтому в учении Дзогчен говорят: нангва тамче ригпэй гъен — «все видимости—украшения состояния ригпа». Видимости могут быть уродливыми, прекрасными, хорошими, плохими — какими угодно, но все они часть нашей потенциальности, поэтому мы можем, не устраняя их, объединять с мгновенным присутствием. Например, хотя я вижу вас всех перед собой, я не думаю, что вы — это не я, а другие люди. Вы тоже можете объединяться с тем, что видите меня.

Сохранять осознанность значит знать, что возможно на самом деле.

Намкай Норбу Ринпоче, "Гуру-йога"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment