nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

О понимании работы с центральным каналом в ваджраяне



Намкай Норбу Ринпоче

Этот принцип Янтра-йоги необходимо понимать. Вот почему мы говорим о правом и левом каналах и тому подобных вещах. В своей жизни мы всегда руководствуемся понятиями субъект-объект, добро-зло, мужчина-женщина, положительное-отрицательное. Но если мы будем слишком задерживаться на двойственном уровне, то никогда его не преодолеем. Нужно понимать, что есть способ выйти за пределы двойственности. Выйти за пределы - не значит уйти от положительного и отрицательного и перенестись в какое-то другое место: это значит обрести знание того, каково наше состояние на самом деле. При этом мы к тому же оказываемся в состоянии единства, ибо все, что имеет отношение к методу или более формальному аспекту, неотделимо или неотличимо от его природы или энергии, праджни. И, наоборот, все, что является функцией или энергией, является также методом или формой.

Но эти две вещи можно объединить не просто как умственные понятия, а благодаря знанию того, что на самом деле представляет собой наша жизнь. Поэтому мы и визуализируем каналы, чаще всего три канала, и если мы хотим обрести способность и умение точно управлять своей праной, следует визуализировать каналы очень четко.

Один из виднейших Учителей традиции школы сакьяпа Драгпа Гьялцен (Grags pa rgyal mtshan) написал целую книгу только для того, чтобы объяснить, что такое центральный канал, что он представляет собой не что-то физическое, а само состояние единства. Посередине тела мы визуализируем светящийся центральный канал, который олицетворяет состояние знания. Что мешает нам обрести знание? Наши двойственные представления: хорошее - плохое, субъект-объект, мужчина-женщина, положительное - отрицательное. Мы живем в этой неразберихе и создаем множество противоречий. Это и есть двойственность, олицетворяемая правым и левым каналами, которые символизируют метод и мудрость, или праджню. Эти два канала являются символами нашего относительного состояния, но именно благодаря им мы можем осуществить объединение в центральном канале.

Поэтому в Янтра-йоге прежде всего необходимо точно визуализировать центральный канал. Например, проводя ритрит, мы можем выполнять визуализацию центрального канала неделю или две. Это очень важно, потому что центральный канал символизирует нашу основную энергию, которая связана со всей энергией измерения, которое нас окружает. Если я хочу обрести способность управлять энергией, мне не нужно ничего делать с внешней энергией - нужно только овладеть собственной. Если я умею управлять своей праной, или жизненной энергией, то легко сумею управлять и внешней энергией.

В Янтра-йоге и в учении Дзогчен есть, например, практика под названием пхова (‘pho ba), обладающая определенным действием. Пхова означает "перемещать", "переносить". Это подразумевает, что, сосредоточив пристальный взгляд на предмете, я могу передвигать его с места на место. Обычно, если мы хотим что-то передвинуть, нужно учитывать объем и вес предмета, чтобы понять, как именно это сделать. Но если я обладаю способностью соединить свою прану с энергией в целом, передвижение предмета не будет зависеть от его веса и объема: я смогу легко перемещать предмет взад-вперед, не двигая и даже не касаясь его. Некоторые люди, настроенные очень материалистически, утверждают, что это невозможно, другие же, видя нечто подобное, говорят о магии или чудесах. Но на самом деле здесь нет ничего особенного - это просто следствие умения владеть собственной праной.

В тантризме люди, которые выполняют практики преображения, могут также получить результат, называемый дангмиг (sdang mig). Дангмиг значит "пристальный взор". Если я проявляюсь в гневном облике и устремляю такой взор на предмет, то могу его сжечь или передвинуть. Сосредоточив пристальный взор на дереве, я могу его повалить. Некоторые люди считают, что это черная магия, но в таком мнении нет ни капли истины. Владение способностью своей праны, которая связана с внешним миром, называется реализацией.

Отсюда можно понять, что значит соединение своей энергии <с энергией в целом>. Для этого существует много способов. Практик должен хорошо понимать, что представляет собой его собственная энергия и как она связана с энергией вселенной.

В Тибете есть много древних традиций - одна из них называется шаманизмом или религией бон, - которые хранят очень интересные знания о взаимосвязи между энергией человека и энергией внешнего мира. Из поколения в поколение эти традиции углубляли понимание различных сторон такой взаимосвязи. Например, если человек заболевает или у него проявляются какие-то неблагоприятные знаки, то прежде всего выясняют, как возникла болезнь: из-за неполадок в физическом теле или из-за нарушения энергии. Нарушение энергии тоже может влиять на физическое измерение человека, потому что его существование складывается из пяти элементов: воздуха, воды, огня, земли и пространства. Если состояние элементов несовершенно, возникает много проблем, и это проявляется как нечто неблагоприятное.

Но энергию человека следует также рассматривать во взаимосвязи с внешним миром. Во внешнем мире есть множество разновидностей существ, которые имеют власть над энергией и обладают способностью ею управлять. Мы знаем, что люди бывают разные: одни из них - очень простые люди, которые не способны понимать собственную энергию или владеть ею, другие могут управлять хотя бы собственной энергией; есть и такие люди, которые обладают высшей способностью, причем это касается не только энергии, связанной с измерением тела, но и энергии внешнего мира. Есть и великое множество других существ.

Человек живет в относительном мире, где обстоятельства постоянно меняются. Обстоятельства имеют отношение ко всем существам, которые живут в этом измерении, поэтому мы легко можем получить отрицательное влияние тех существ, которые способны управлять внешней энергией. Я уверен, что любой человек, тщательно присмотревшись к себе самому и к своей жизни, обнаружит очень конкретные переживания или периоды времени, когда на протяжении нескольких месяцев или несколько лет все шло хорошо, и другие периоды, когда все шло плохо, и он не ног ничего добиться, хотя и делал все возможное. Что это значит? Это значит, что в некоторых случаях обстоятельства нашего относительного состояния складываются неблагоприятно и в это время мы можем подвергнуться вредным воздействиям извне. Если наша энергия неупорядочена, мы становимся пассивны и легко поддаемся разнообразным вредным воздействиям. Правильно говорят: если население какого-то государства враждует между собой и разгорается гражданская война, это очень ослабляет страну, и, если неприятель решит ее захватить, он немедленно воспользуется таким случаем, потому что никакой обороны не существует. То же самое справедливо и для нас. Если наша энергия в беспорядке, мы можем подвергнуться всевозможным неблагоприятным воздействиям.

Поэтому нужно хорошо понимать важность праны, энергии, и знать, что делать. Во-первых, необходимо понимать природу энергии, а во вторых, - как упорядочить и усилить, укрепить саму энергию. Высший метод для упорядочивания и усиления нашей энергии заключается в визуализации центрального канала. Если мы делаем это двойственно, основываясь на <понятиях о> положительном и отрицательном или избегая отрицательного и стремясь к положительному, это значит, что мы остаемся на уровне двойственности и находим для своих проблем временное решение. Хотя это не значит, что следует отказываться от временного блага. В какие-то моменты временное решение может оказаться важным, но, радуясь временным благам, необходимо стремиться к окончательному решению. Именно это называется осознанностью.

В Янтра-йоге все это олицетворяет визуализация трех каналов. Любая работа с правым и левым каналами относится к временным моментам, тогда как работа с центральным каналом имеет конечную цель.

Есть прекрасная история о старике, который всю жизнь стремился стать богатым, но безуспешно.

Однажды этот старик встретил красавицу и сказал ей:

- Какая ты красивая! Кто ты такая?

- Я женщина, приносящая удачу: вместе со мной приходят богатство и счастье, - ответила та.

Тогда старик сказал ей:

- Я всю жизнь мечтал об этом. Умоляю, приди в мой дом.

Женщина, которая была символом всего благого согласилась. Так старик стал богат и счастлив и смог сказать: "Наконец-то я добился своего".

Но однажды, выходя из дома, он увидел на пороге уродливую женщину и спросил ее:

- Кто ты такая?

- Я та, кто приносит неудачу, - ответила женщина. - Вместе со мной приходят нужда и несчастья.

Тогда старик спросил ее:

- Что ты делаешь здесь, на моем пороге?"

- Жду свою сестру, - ответила женщина.

- Где же твоя сестра?

- У тебя в доме. Как только она выйдет, я войду.

Старик забеспокоился и подумал: “Не хочу становиться бедным, хочу быть только богатым и счастливым”.

Но каждый раз, выходя из дома, он видел на пороге все ту же женщину. Наконец однажды ему это надоело и он сказал себе:

"Откажусь-ка я лучше от красавицы, тогда мне больше не придется беспокоиться".

И он позволил женщине, приносящей удачу, уйти.

Эта история - пример того, что хорошее и плохое взаимосвязаны. Мы всегда живем в этом двойственном состоянии. Но если мы знаем, что живем в состоянии, которое относительно и временно, это не означает, что мы должны отказываться от хорошего, - просто нужно делать все, чтобы избежать плохого. Но это не должно нас отвлекать: одновременно нужно готовиться к окончательному решению. Каждый относительный и временный метод должен быть только средством подготовки к конечному решению.

Поэтому в Янтра-йоге мы визуализируем центральный канал и правый/левый каналы, которые символизируют окончательное состояние и временное. Прежде всего мы точно визуализируем центральный канал. Выполняя эту визуализацию, необходимо иметь присутствие, называемое тонгра, что означает измерение пустотности. Когда мы визуализируем тонгра, это в сущности подразумевает, что мы понимаем нереальность вещей. Как мы сможем преображать предметы, если в нас сильна привязанность и мы считаем, что все вполне реально? Если мы можем изменить и преобразить предмет, это означает, что он нереален. Это очень важный момент. Тогда мы сможем войти в состояние реального материального тела, но в чистом измерении.

Это также способ ослабить напряженность, потому что обычно мы очень привязаны к своим тепу, речи и уму. Что бы мы стали делать, если бы кто-то попытался ударить нас палкой? Мы бы сразу подняли руки, чтобы прикрыть голову, потому что голова - самая важная часть тела, которую надо беречь. Если сломана рука, это еще не так страшно, но в голове сосредоточены все органы чувств: без глаз мы не можем видеть, без ушей не можем слышать, без носа не можем чувствовать запах и т.д.

Поэтому голова и называется "головой". Защищая голову, мы проявляем свою привязанность. А поскольку мы знаем, что сильная привязанность может создать много проблем, лучше уметь расслабляться - тогда будет намного легче решать проблемы.

Даже если проблема очень серьезная, бывает намного легче ее решить, если мы расслаблены и не придаем ей слишком большого значения. Необходимость ослаблять свою напряженность - очень важный момент, хотя сделать это не всегда легко. Если вы попросите нервного человека расслабиться, он может лечь. Но лечь - не значит расслабиться. Ведь существует не только тело, но еще и энергия и ум, и пока мы не сумеем расслабить ум, - мы всегда будем напряжены и возбуждены. Единственная система, помогающая расслабить ум - это медитация. Поэтому медитация так важна.

Некоторые методы медитации учат думать или визуализировать посредством сосредоточения на каком-то предмете. Но на этом медитация не заканчивается. Если вы медитируете, что-то визуализируя или о чем-то думая, это то же самое, что сосредоточить тело, речь и ум на этом объекте. Сосредоточиваясь на чем-то, мы избавляемся от беспорядочного блуждания мыслей. Например, когда я фиксирую пристальный взгляд на объекте, все мои мысли исчезают. Если вместо фиксации я попытаюсь не думать, у меня почти всегда возникнет еще больше мыслей, если же кто-нибудь велит мне непрерывно о чем-то думать, то, скорее всего, мыслей станет меньше.

Когда наш ум пребывает в таком состоянии, единственный способ преодолеть подобную сумятицу - фиксация на объекте. Впоследствии, по мере развития практики, после фиксации на объекте вы ослабляете сосредоточение и тогда можете обнаружить состояние, в котором нет напряженности, сопровождающей возникновение мыслей. Так мы можем научиться расслабляться даже в присутствии мыслей. В этом и заключается принцип: визуализируя центральный канал или ощущая его присутствие, мы сдерживаем блуждание мыслей. Центральный канал - это не что-то физическое, а символ нашей энергии.

Поскольку наше материальное тело - вытянутое, его энергию символизирует длинный канал. Мы визуализируем центральный канал посередине тела, рядом с позвоночником; на уровне макушки он открыт, а внизу, на расстоянии четырех пальцев ниже пупка, - закрыт. Мы представляем его прозрачным <ясным>, розоватым внутри и голубым снаружи: розовый цвет символизирует свет, а голубой - пустоту и нематериальное состояние. В действительности, глядя в пространство, мы видим небо голубым потому, что пространство, пустое и бездонное, кажется голубым. Таким образом, центральный канал символизирует наше истинное состояние.

Прежде всего необходимо сосредоточиться на этом присутствии, потому что сильно сосредоточившись, мы избавляемся от блуждания мыслей. Затем мы объединяем эту визуализацию с дыханием: когда мы вдыхаем, центральный канал увеличивается, пока не сравняется с нашим физическим телом. Когда мы выдыхаем, центральный канал сокращается, пока не станет тонким, как волос. Так мы повторяем несколько раз, с каждым разом все больше увеличивая центральный канал, пока он не только достигнет величины нашего тепа, но будет становиться все больше - величиной с дом, где мы находимся, со страну, с планету, со всю вселенную, - при этом все время объединяя визуализацию с дыханием, непрерывно расширяя и сужая канал.

Это тоже способ объединения. Развив некоторую способность визуализировать центральный канал, мы овладеваем очень важным средством объединять энергию праны со всем остальным. Эту практику следует повторять много раз. В любой практике, когда мы выполняем четкую визуализацию, это позволяет нам управлять собственным умом и сдерживать блуждание мыслей, но в то же время необходимо постараться расслабиться и избегать нервозности.

Если нам удается расслабиться, одновременно практикуя разнообразные визуализации, это означает, что можно объединить практику с созерцанием. В этом случае мы не только имеем представление о центральном канале, но ощущаем присутствие, которое является признаком центральной энергии; какая бы мысль ни возникала в это время, какое бы ощущение ни присутствовало, все, что мы видим или чувствуем, входит в это измерение. Так мы погружаемся в созерцание.

Постарайтесь выполнять эту практику. Совсем не обязательно сохранять неподвижность наподобие статуи Будды, - просто старайтесь выполнять ее в любое время: это очень полезно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment