nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Четыре опоры любого практика Дхармы и видение Дзогчен



В своё время я смотрел видеотрансляцию Учения, когда Намкай Норбу Ринпоче применил взгляд Дзогчен к т. н. Четырём опорам буддийской практики, проявляя их природу для тех, кто следует пути самоосвобождения. И вот какой-то добрый человек расшифровал видеозапись)).

Учения Дзогчена опираются на четыре момента, и первый из них — опора на истинный смысл, а не на условный. Условный смысл — это такой способ пере­дачи знания, когда учитывается склад ума и обычаи получающих его людей, — именно так поступал Буд­да, используя в своих проповедях понятия и представления, свойственные индийской культуре своего времени, несмотря на то, что он полностью осознавал иллюзорную природу всех понятий. Его проповеди имели единственную цель: передать состояние, пре­бывающее вне понятий, а это и есть истинный смысл, о котором идет речь в первом из четырех пунктов. О Дзогчене говорят, что он опирается на истинный смысл, потому что он с самого начала учит, как ока­заться в собственном естественном состоянии, не из­меняя и не переделывая его.

Второй пункт: опора на человека, а не на учения. На пути отречения человек подчинен учению. Не имея способности нести ответственность за самого себя, он принимает решение соблюдать определенные прави­ла, обещая, что не будет совершать те действия, кото­рые запрещены монашеским уставом. Дзогчен же опирается на самого человека, потому что в Дзогчене самое основное — понять свои способности и уметь использовать те методы, которые им наиболее соот­ветствуют.

Третий пункт: опора на изначальную мудрость, а не на ум. Ум — это оплот двойственности и всех наших противоречий, тогда как изначальная муд­рость — это природа состояния присутствия, того зна­ния, которое возникает в результате передачи от учи­теля и развивается в процессе практики созерцания.

Последний пункт: опора на смысл, а не на слова. Это означает, что следует стараться вникнуть в истинный смысл того, что говорит учитель, а не оставаться в плену буквального значения слов. Например, такой термин, как бодхичитта, имеет разный смысл в зави­симости от того, в каком контексте он употребляется: Сутры, Тантры или Дзогчен.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments