nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Нахмурившаяся Дэви




Её имя переводится как "Нахмурившаяся". Буквально "бхрикути" - это место, где сходятся нахмуренные брови.

В тантре Махавайрочаны сказано:

Изречём мантру Бхрикути, появляющейся изо лба Авалокитешвары:

НАМАХ САМАНТА-БУДДХАНАМ САРВА-БХАЯ-ТРАСАНИ ХУМ СПХОТАЯ СВАХА

Комментарий И-сина: [...] Излагается о страхе и ужасе; прежде был страх, после этого страха нет. Все рождённые существа объяты страхом и ужасом, поскольку ещё не достигли места отсутствия мира. Сверх того, в небрежении и высокомерии считают себя обретшими высокое, поэтому их пугают с тем, чтобы, почувствовав страх, они смогли отстраниться от него. Это и есть разбивание всех препятствий. Сущность этой мантры – знак ТРА, которым объясняются все прочие знаки. ТА есть подобие (татха), РА есть пыль (раджас). В углу стоит точка, это А, обозначающая практики. Сущность все пылинок подобна; посредством практик появляется способность подавлять самодовольные личностные взгляды и разбивать их. Будда в великом собрании изложил положение о возможности подавления страхов. Способность их подавлять говорит о том, что их наличие подобно их отсутствию. Тогда изо лба Авалокитешвары проявилась бодхисаттва Бхрикути, принявшаяся изрекать в западной стороне. Когда человек боится, в уме следует вспоминать о подобии своего межбровия на лбу с Бхрикути. Тело этого бодхисаттвы проявляло положение Будды, внушая великий ужас и страх. Тогда все ваджры проявили все страхи сердец и ввели их в сердце Ваджра-гарбхи (Ваджрапани). Тогда эта Бхрикути придвинулась и встала перед Ваджрадхара-гарбхой. Тогда всех объял великий страх, они опустились перед сиденьем Татхагаты и сказали: "Просим, о, Будда, защити!" Тогда Будда, обращаясь к Бхрикути, сказал: "Сестра! Позволь им пребывать". Тогда Бхрикути обратилась к Будде и сказала: "Лишь Будда может указывать мне, лишь ему следует поклоняться". Тогда все страхи ваджр устранились, все сильно возрадовались и изрекли следующее. "Такое Великое Сострадание способно проявлять великую добродетельную силу. Молим о том, чтобы была высказана его сокровенная суть".




Бхрикути (слева) и Экаджати. Фрагмент мандалы Амогхапаши.

Бхрикути относят к проявлениям Тары, на что указывается в одном из древнейших текстов буддийских тантр нашего исторического периода "Манджушри-мула-кальпа". Бхрикути относят к семейству Лотоса, её золотой цвет тела олицетворяет вечную юность, она сама может проявлять как суровые аспекты активности, так и умиротворяющие. Непальская принцесса Трицун, ставшая женой тибетского царя Сронгцена Гампо, считалась проявлением Бхрикути. Наконец, существует тантрическая форма Майтрейи с Курукулле справа и Бхрикути слева. Но, как правило, Бхрикути изображается как спутница некоторых форм Авалокитешвары - Амогхапаши, Падманартешвары, Кхасарпани и др. В этих случаях она имеет синий цвет. Будучи самостоятельной фигурой, она имеет жёлтый цвет. В линии Атиши передаётся метод крия-тантр "Восхваление 21-го проявления Тары", Бхрикути там является 14-й формой, практически чёрного цвета, по-тибетски её зовут Троньер Ченма, она отбрасывает демонические препятствия, как говорится в хвале 21-й Тары, может перевернуть землю с ног на голову, чтобы освободить всех. Её мантра там: ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ ВАДЖРА МАХА ПАДА БХАСМИМ КУРУ СВАХА.


Троньер Ченма



Таранатха в своей истории буддизма в Индии описывает путешествие упасаки Шантивармана из Пундаравардхана на вершину горы Потала, в обитель Авалокитешвары. Таранатха рассказал, что Шантиварман как-то раз молился Бхрикути, чтобы пересечь море, и появилась девушка, помогшая ему с переправой. При подъеме на гору Потала упасака увидел образ Бхрикути по дороге.

Яванская скульптура 9-го века

ОМ, БХРИКУТи ТАТИ Ви ТАТИ Ви ТАТИ Ви РАТИ Ви РАТИ ШВЕТЕ ШВЕТА-ДЖАТИНИ СВаХа. КаРаЙЕШУ ДЖНяНАМ ПАДМА-ХАСТОД-БХАВА Ава-Ра БАЛА-ТРАЯ ВИ-НаШаЯ ВИ-БХаВА ТРА ВИ-МОЧАНи ХуМ-КаРиС ТРАЙ-БХАВА ДЖВАЛУМа КаРУ МаРА ГХаТАНа СВаХа. КаРЕНА ПУШТЬЯ ВЬЯНДЖАКаРи ДЖИхМА НаШАНАМ; НаМА-аКХЬя ПИ ТАТТВЕНА БХРИКУТИ АШТА-ШАТА ДЭВи ВИДЬОТТАМа, ВИДЬя-ДХАРи ВИДЬя-БАЛА НИ-ВаСИНи, ВИДЬя-РуПИН Шри, ВИДЬя-РаДЖА АПАРаДЖИТа, АДЖИТа САМ-ТРаСа ТРАСАНи ВИГХНА ГХаТАНи, ПАДМА-АНГи ПАДМА-КИНДЖАЛКи АГНИ МУНЧА-Джа, ДЖВАЛАНи ТаПАНи РАУДРи КУМаРи ВИШВА-РуПИНи-ГХА МаРи, СУ-ВРАТа ШаТа САКШаТа ДАТТа АДЖИТАМ АЧЧхА-Ра, ДХЬяНА ШиЛА МАТИ ПРАДЖНя ГУНА-ДЖНя ГУНА-СаГАРа ТАРАНи ТаРАНи, ТАТТВА-ДЖНя ТАТТВА САМ-БХАВа, ПАДМА-ХАСТОД-БХАВаЯ РаДДХАКА, ВиРА Ава-РОТТАМа, ВАРА-ДА Ава-РА САМ-ПуРНа, ДАША-БХуМИ ПРАТИЩТхИТА, ГАРДЖИТа МЕГХА САМ-КаША ВИДЬЮТ-ТЕДЖаКА САМ-БХАВа, МАУНДЖи-ДЖАТи ДЖАТа--ДХАРи, БРАХМА-ВИДЬя-ДХАРи, ВАРа ДХАРАНи ДХаРАНи ДАТТЕ, НаНа ВИДЬя ПАРа-КРАМа, ЧАТУР-БХУДЖа ЧАТУР ДАМШТРа САХАСРА-БХУДЖа АПАРаДЖИТа, ЧАТУР-ВАКТРа АНиКА-ВАКТРа ЧА, ВАКТРА ЛАКША АПАРаДЖИТа ТРАЙ-НЕТРа ЧА Вья-НЕТРа ЧА, САПТА-ЛАКША АРКА-ЛОЧАНа ПАНЧА-ЛОЧАНа САМ-ПуРНа, ШАД-АБХИДЖНя ДЖНяНА-ЛОЧАНа А-ПРАМаНа А-ПРАМаНа ЧА, ДЖЬОШТАМа ПаТаЛА ПуРАНи СуКШМа АРТХа ВЬЯКТа ГАМБХиРа ВИДЬя НаДиШВАРи, ПАРа-АГНИ КЕШи ДИША ДЖВАЛЕ САХАСРА-АРЧИ РИ, ДЖВАЛИТаМ АТи ВАХНИ ДЖВаЛаКА САМ-ТаПИ, ДЖВАЛИТА-АНГи САКА МАНДАЛО КХАДГА ШАКТИ ПаША ДХАРа, КРИШНаДЖИНА-НИВаСИНи АКША-СУТРА ДХАРа, ВИДЬя ДАНДА ПАДМА-АНКУШи СаРА СПХАРА ГРИХиТа, АСТРа ЭКА-ДЖВАЛа ПРА-ДиПА НИ-Ди ХАНа, МаРА-ВИГХНАТа ПРА-ДЖВАЛИТЕ ТРАЙ-ШуЛИНи АДЖИТАМ-ДЖАя ДЖАЯТи, ИВА ШВЕТА-ПАДМа-ГХА МаРЕ НиКА МЕ НиКА МЕ, НиКА А-МАЛОПЕ ЧА СИДДХИ ВАРА ПРА-ДА, ВИ-БХуШИТа АЛАМ-КРИТаМ АНГи ЧА, ВИ-БХуШАНа СУ-БХуШАНа БХуТА МаТа-ВЕШа а-ЛАКШи, ПАДМА-КЕСАРА-МаЛИНи БХуМИ-Ди, ВАДЖРА САМ-БХИННи ЧАКРА ДЖВаЛОКа-ПаТАНи, САД-ДХАРМА-ДХаРАНи МАЙТРа СаВИТРи, БУДДхА-МаТа ЧА ГаНДХаРи ДРаМИДи ЧАНДИ, ШаВАРи ШаВАРи МУНи САХАСРа КАРМа МАХа-ЙОГИН КАРМа СИДДХА АТРИ, ВИ-КРАМа ПРА-САННа АМОГХА-ПаШа ЧА КАРУНа САТТВА ВАТСАЛА ДЖАГАТи, ДХаТРИ САМ-ПАННа НИР-ВаНи СУ-ПРАТИЩТХИТа СВаХа.



                                                       САРВА МАНГАЛАМ!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments