nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Углубляя понимание Марса



Стрела — наиболее значимая часть в символе планеты. Он используется в астрологии довольно редко и с большим значением. В Упанишадах стрела выражает направление, в котором человек, герой или бог созерцают свою высшую цель. Стрелу используют для поражения цели, с которой трудно вступить в непосредственный контакт. Она символ подчинения своей воле удаленного объекта.

Марс наделяет большим честолюбием, тягой к познанию и к измерению непознанного, к дальним странствиям и к новому образу жизни. Марсианский характер непросто удовлетворить. Его терзает безграничная жажда познания. Именно это влечение к труднодоступным предметам и к дальним целям заключено в образе стрелы.

Внутреннее значение Марса станет понятнее, если рассмотреть символ планеты как единое целое. Уже говорилось, что окружность представляет собой Хираньягарбху, Золотое Яйцо, или неизведанную глубину, из которой все исходит (возникает). Она указывает на акт первого ограничения Божественной энергии, происходящего под действием импульса космической эволюции. Пространство внутри окружности служит хранилищем всевозможных латентных энергий. Применительно к человеку, это пространство символизирует дремлющие в нем способности, ожидающие своего часа. Стрела, вылетающая из круга, означает пробуждение этих способностей. Под действием Марса все, что сокрыто внутри, выходит наружу. Он словно взламывает скорлупу яйца, выпуская на свободу заключенного в нем птенца.



Как правило, разбивание скорлупы — процесс трудный и очень болезненный. По большому счету, планетный знак Марса можно рассматривать как символ родов, где окружность символизирует матку, а стрела — движение ребенка по родовым путям. Боль присутствует всегда при рождении нового существа. Она лежит в основе всех агрессивных и насильственных проявлений Марса, определяет возможность астрологического предсказания несчастных случаев, военных конфликтов, болезней и других событий, отличающихся внезапностью или несущих мощный импульс к изменению.

В процессе рождения плод испытывает огромное давление со стороны окружающей его оболочки, и все его дальнейшее сущест-вование будет зависеть от того, насколько успешно он справится с этим испытанием. Марс помогает ребенку родиться на свет, и благодаря этому можно понять, почему эту кровавую, огненную планету хинду называют Мангала Благоприятный. Все, что ни происходило бы с человеком под действием Марса, происходит ему на благо, ради его устойчивого прогресса и роста.

Окружность обозначает границу материальных возможностей, в пределах которой был сотворен человек, тогда как стрела соответствует его духовному потенциалу, который невозможно удовлетворить в рамках этой границы. Марс пребывает в вечной погоне за идеалом, за целью, которую невозможно достигнуть, и принципами, которым невозможно соответствовать. Он направляет человека на более высокие планы бытия, усиливает в нем желание отказаться от материалистического образа жизни и оставить мир для воссоединения в вечном духе. Это состояние Арджуны на поле битвы из Бхагавадгиты, который стремится к самоотречению и духовному освобождению, несмотря на все бремя ратных обязанностей.

Стрела, вылетающая из хранилища Божественной энергии, отграниченного окружностью, является символом человеческого устремления к предначертанной и прогрессивной духовной цели. Ее направление вверх отражает экстернализующее влияние планеты. Побуждение пробить скорлупу яйца и направить освобожденную энергию к высшей, безличной цели составляют основную природу влияния Марса.

Марс является символом надменности и высокомерия. Это качество можно проследить уже в самом происхождении данного планетного божества. В индийской мифологии Марс идентифицируется с Карттикеей, богом войны. Карттикея — сын Великого Господа Шивы, рожденный без женского участия. Он родился от самого Шивы и Земли. Как сына Земли его называют именами Бхаума, Бхумипутра и Махисута. Другие его имена — Шива-Гхармая, т. е. Рожденный из пота Шивы; Гаганолмуки — Небесный светоч, или Факел; Наварчи —Девятилучевой; Чара — Выслеживающий либо Воодушевленный; Ринантака — Освобождающий от долгов, или Покровитель должников.



Карттикея, божество, управляющее планетой Марс, среди прочих, носит имя Лохита — «красный». Оно также означает «кровь». Кровь — важнейший из жизненных соков, квинтэссенция физической жизни на Земле. Сходство Карттикеи и Марса указывает на важную особенность планеты Марс, которая отражена в ее геометрическом знаке, — это побуждение к проникновению в невидимое вселенское бытие и единению с ним, несмотря на то что отправной точкой служит тяжелая физическая земля.

Будучи весьма уверенным в своем внутреннем потенциале, Карттикея легко оставляет своих родителей Шиву и Парвати, проявляя тем самым характерное качество Марса — самонадеянность на нижнем уровне проявления, которая на более высоких уровнях трансформируется в непреклонную волю.

В «Шива-Пуране» рождение Карттикеи связывается с уничтожением Тараки. Это демон, получивший от Брахмы благословение быть неуязвимым для всех, кроме сына Шивы, семи дней от роду... Тарака пользовался своей неуязвимостью. Он потеснил богов и приобрел контроль над Вселенной. Когда боги обратились к Брахме за помощью против этого демона, он лишь подтвердил, что никто не может победить его, даже Шива, так как Шива тогда был безбрачным йогом и не мог иметь детей. Тем временем Парвати, бессмертная супруга Шивы, предприняла новое рождение, и семья воссоединилась. Боги не могли упустить такой возможности уничтожить Тараку.

На помощь Индра призвал Камадеву, бога любви, и тот согласился направить на Шиву свою стрелу. Однако, как только это случилось, Шива заметил, пришел в ярость и испепелил Камадеву пламенем, вырвавшимся у него из третьего глаза, прежде чем боги успели вступиться за него. Когда боги раскрыли Шиве свой замысел, Шива оценил его благородство и согласился восстановить Камадеву из пепла. Однако язык пламени, извергнутый Шивой, продолжал свое движение по Вселенной, которая оказалась перед угрозой полного истребления. С позволения Шивы, Брахма остановил язык и преобразил его в белого коня, которого направил в сторону моря. Брахма попросил океан позаботиться о коне до следующей Пралайи, т.е. всемирного потопа, после чего он обещал вернуться и забрать его к себе. Брахма предупредил океан, что коня нужно держать на поверхности воды, иначе он, в силу своей огненной природы, мог иссушить все воды океана до самого дна.



Как только Тарака узнал об очередной попытке богов положить конец его владычеству, он стал еще больше бесчинствовать. Когда пришло время гибели могущественного демона, боги вспомнили о пламени Шивы, отданном на хранение океану. Священная река Ганга принесла ребенка о шести головах, который был на воспитании у шести сестер-Плеяд (Криттика). По этой причине ребенка нарекли Карттикеей, то есть «сыном Криттик». Война возобновилась. В своей неколебимой гордыне асуры под командованием Тараки бросили богам вызов и выступили против них. Индра хотел посадить Карттикею на слона, но тот предпочел слону свою воздушную колесницу. Поединок между Вишну и Таракой был настолько напряженным, что даже боевое оружие Вишну — его смертоносная ваджра затупилась, но Тарака оставался жив. Тогда раздался Божественный голос, который возвес-тил, что один только Карттикея может сокрушить демона и что он должен взять на себя командование сражением. Карттикея соскочил со своей колесницы и двинулся на Тараку. Тарака увидел Карттикею и засмеялся. «Неужели этот малый ребенок будет последним сокрушителем дайтьев?», — прогремел он. Получив утвердительный ответ, Тарака решил, что уничтожит Карттикею одной рукой. Тем временем Карттикея схватил булаву и, призвав благословение Шивы, атаковал Тараку и одним ударом разнес его на куски. Тарака рухнул на землю, и Карттикее даже не пришлось добивать его. После гибели Тараки боги истребили много дайтьев, и еще больше сдалось им в плен. Когда сражение закончилось, Карттикея вернулся к Шиве и Парвати.
Из этого рассказа следует, что Марс, или Карттикея, произошел от распространяющегося снизу вверх Змеиного Пламени Шивы. Сила, которой был одухотворен Марс, — это первобытная сила, дающая начало всем формам бытия. Марсианский импульс всегда распространяется снизу вверх, вместе с импульсом справедливости, и является позитивной, творческой силой. Исполняя свои функции, он всегда помнит о цели, о том, что его задача — достигать цели из состояния преданности Высшему. Памятуя это, он приводит в действие могучую разрушительную энергию — свою боевую булаву, и ничто не может устоять перед ее ударом.

Тарака был сыном Ваджранги, то есть «того, чье тело созда¬но из молний». Другое значение имени отца Тараки — «змей». Матерью Тараки была Варанги — «Та, у которой красивое тело (буквально: красивые руки и ноги)». Тарака обладал выдающимся мужеством, силой, мудростью и злобой. Он обладал всеми каче-ствами, которые только можно себе представить. Благословение, которое Тарака получил от Брамы, и, согласно которому, погиб-нуть он мог только от руки семидневного младенца, может быть истолковано таким образом, что его победитель должен был быть сыном земли, сотворенным и живущим во времени. Бессмертные боги были бессильны против Тараки. Карттикея, родившийся из огненной стихии, на протяжении полного цикла проявления заключенной посреди океана, существует синхронно со временем этого цикла. Он рождается вместе с его началом. Не будучи конечной движущей силой, Марс, тем не менее, является одним из ключевых аспектов проявления, всеобщей энергией, которая дает жизнь и разлита по всем ее формам. Огненный конь — это творческая энергия, несущая мощь Шивы. Кони, запряженные в колесницу, несут солнечную энергию, и лунную энергию тоже. Повсюду в мифах, где мы видим образ лошади, мы должны понимать его как воплощение движущейся Божественной энергии. Марс — это энергия, в которой воплощается воля и власть Шивы, направленная против самонадеянных, самолюбивых и высокомерных сил, препятствующих эволюции.

Карттикея родился от воды и огня — это боги Митра и Варуна. Солнечная энергия, оживляющая все формы жизни, — это пла¬мя, вырывающееся из третьего глаза Шивы. Марс и Солнце глубоко родственны по своей природе, но есть между ними одно различие. Солнце — это непобедимая и неудержимая энергия, настойчивая сила, рассеивающая любую тьму. Марс — это та же энергия, но в другом ее виде: это та боевая сила, которая вводится в действие всякий раз, когда возникает какое-либо противостояние. Если энергия Марса встречает на своем пути разрушительные силы, она становится преимущественно разрушительной. Марс может вызвать огонь даже посреди воды, но, тем не менее, он зиждется на водной стихии. Стихия, или элемент, воды обеспечивает взаимное притяжение и слипание частиц любого вещества. С водой тесно связан образ Вишну, хранителя Вселенной. Во время Манвантары, когда мир выходит из проявления, Вишну, известный в этом состоянии как Нараяна, покоится на своем ложе, состоящем из колец змея и плавающем среди вод. Огонь дает жизнь, вода же сохраняет форму. Кровь — это «вода жизни» человеческого тела, но в движение она приводится огненной силой. Таким образом, во всех живых существах кровь является продуктом действия двух принципов — космического творческого принципа, представленного огнем, и принципа сохранения, представленного водой. Вода и огонь порождают Карттикею. Поэтому Карттикея, покровитель планеты Марс, контролирует кровоток в сосудах всех живых существ.



Есть и другой миф — это история женитьбы Карттикеи. У Шивы и Парвати есть еще один сын, Ганеша, — слоноголовый бог. Ганеша наделен огромным интеллектом и столь же огромной способностью к устранению препятствий. Карттикея был старшим братом Ганеши; Ганеша, соответственно, младшим. Оба брата дружили между собой, и родители их были счастливы. Когда братья стали взрослыми, родители раздумали подыскать им достойных невест. Карттикея и Ганеша узнали об этом, и каждый захотел жениться первым. Чтобы разрешить их спор, родители заявили, что первым женится тот из них, кто быстрее вернется из кругосветного путешествия вокруг Вселенной. Карттикея немедленно отправился в путь. Ганеша же был толст и неповоротлив. Он знал, что ему не поспеть за братом, и поэтому решил перехитрить его.

Ганеша совершил омовение и попросил родителей занять свои места на троне. Затем он совершил обряд поклонения в их честь, семь раз обошел вокруг трона и заявил, что его следует же¬нить прямо сейчас. Чтобы обосновать свои требования, Ганеша сослался на священные писания, согласно которым статус его родителей был выше статуса Вселенной. «Таким образом, — сказал он, — я совершил даже более, чем одно кругосветное путешествие». Шиве и Парвати пришлось согласиться с аргументами Ганеши, и он получил в жены сразу две достойные девушки — Буддхи (разум) и Сиддхи (совершенство). Ганеша стал счастливым главой семейства. Через некоторое время Карттикея вернулся из своего кругосветного путешествия и узнал, что произошло в его отсутствие. Он почувствовал себя обманутым, сильно расстроился и ушел медитировать в горы. Пока Карттикея жил в горах, Шива и Парвати посещали его через равные промежутки времени.

Этот миф говорит нам о том, что влияние Марса обуславливает сильное желание супружеского счастья, но достичь его бывает непросто. Марсу свойствен необычный подход к сексу и общению. Родившись от «направленного вверх» семени Шивы, выражением которого было пламя, уничтожившее бога любви и разлучившее этого бога с его женой на несколько эонов, Марс не способствует счастью и удовлетворению от сексуальной жизни. Люди Марса отличаются сильной сексуальностью, которая часто остается нереализованной из-за отсутствия подходящихусловий. Они проявляют особую приверженность этическому и моральному кодексам, но такой подход скорее ведет их к большей духовности, чем к физическому удовлетворению и мирскому счастью.



Еще одно заключение, которое напрашивается при анализе данного мифа, — о крайне индивидуалистичном характере Марса. Женитьба — это символическое выражение объединения двух сил или уровней, при этом Марс-Карттикея остается неженатым. В своем духовном путешествии он в одиночку шествует к высшему сознанию (символом которого являются горы) и столь глубоко погружается в аскезу, что даже высшие силы, позитивные (Шива) и негативные (Парвати), приходят к нему, чтобы защитить, напутствовать и обеспечить его необходимым.

Марс полон самоуважения, полагается на себя и принимает решения, которые безжалостно огорчают окружающих. Целеустремленность и уверенность в собственных силах — две его большие добродетели. Марс наделен ими, так как его питает космическая энергия, придающая проявленному миру способность к реализации его внутреннего потенциала и задачи. По сути своей, Марс — это глубоко духовная планета, вовлеченная в процесс реализации внутреннего потенциала в очевидных, поверхностных слоях жизни. Это зафиксировано в графическом изображении Марса, где круг является символом внутреннего потенциала, стрела — символом его экстернализации, а направление стрелы — направлением Божественного плана эволюции. Поскольку владыка планеты Марс происходит от жизненной энергии Шивы, этого электризующего огня, присутствующего во всех живых формах, Марс неминуемо разрушает все препятствия на пути исполнения Божественного плана. Он разрушает силы материи, чтобы вскрыть источники высших сил и дать им совершить их работу. Он связан с кровообращением, нервной деятельностью, а также со всеми энергиями, которые обеспечивают витальность и жизнеспособность всех форм бытия.

Его притягивает противоположный пол, но он, как правило, не находит удовлетворения в возникающих связях. Духовный подход Марса создает видимость грубости, неразумности и неуспешности полученных результатов с обыденной точки зрения (наглядный пример — трагические последствия войн). Марс не стремится к единению своего сознания с другими: он хочет войти в рай в одиночку. Его самоуверенность столь велика, что он не побоится бросить вызов высшей силе. Он предпочитает держаться на расстоянии, если его мнение не совпадает с мнением властей. В духовной жизни Марс акцентирует тему интеллектуальной независимости. Ему присуще глубокое чувство сострадания (эмпатии), он часто готов пожертвовать собой ради других. Работая на благо других, Марс достигает больших успехов, но при этом ему на долю выпадают скорбь и разочарование.

"Мифы и джьотиш", д-р Бихари.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments