nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Что на самом деле составляет Первый поворот колеса Дхармы? 37 факторов пути


Первая проповедь Будды

О том, что Будда Шакьямуни первым делом провозгласил Четыре Благородных истины, знают, казалось бы, все. Но этим отнюдь не исчерпывается Первый поворот колеса Дхармы. Более того - без понимания всего остального вы, по сути, не понимаете ничего. Потому что Четыре Благородных истины - это "вывеска", заголовок, а не объяснение пути освобождения. Первый поворот колеса Дхармы - это не вопрос "что", а вопрос "как". То, что мы все страдаем и нам плохо, это переживает практически каждый. Вопрос - в правильном понимании, в том, как происходит то, от чего нужно и можно освободиться? Как происходит освобождение?

Вот как объясняет это Далай-лама 14-й Тендзин Гьяцо:

Четыре истины таковы: Истина о страдании, Истина об источнике страдания, Истина о возможности прекращения страдания и Истина о пути, который ведёт к этому прекращению. По сути, Четыре благородные истины говорят о том, что мы все естественно желаем счастья и не желаем страданий, и что страдание, которого мы желаем избежать, возникает в результате ряда причин и условий, последовательности, которая началась ещё до нашего рождения. Исполнившись решимости обрести свободу от страдания, мы должны ясно понимать причины и условия, которые приводят к его возникновению, и постараться их устранить. Кроме того, нам следует также ясно понимать причины и условия, которые приводят к счастью, и активно их практиковать. Такова суть Четырёх благородных истин.

Изложив Четыре благородные истины как основу достижения освобождения, Будда затем подробно разъяснил тридцать семь факторов пути к просветлению. Перечисление этих факторов показывает, как следует применять принципы Четырёх благородных истин в повседневной духовной жизни практикующего. К ним прилагается два первичных компонента: однонаправленность ума, или «безмятежное пребывание» (шаматха), и «глубокое постижение» (випашьяна). Рассмотрев тридцать семь факторов пути к просветлению с точки зрения этих двух способностей, мы найдём аспекты, относящиеся к каждой из них.

Первые четыре из тридцати семи факторов – это четыре утверждения в памятовании:

1. Утверждение в памятовании тела;

2. Утверждение в памятовании чувств;

3. Утверждение в памятовании ума;

4. Утверждение в памятовании явлений-феноменов (дхарм).

По мере углубления практики этих четырёх видов памятования, человек развивает всё большее усердие в положительной, или «благотворной», деятельности. Так мы переходим ко второму перечню, а именно, к четырём правильным усилиям:

5. Усилие в отказе от негативных поступков в настоящем;

6. Усилие в предотвращении негативных поступков в будущем;

7. Усилие в укреплении уже имеющихся положительных качеств и прошлых добродетельных поступков;

8. Усилие в закладке фундамента будущих добродетельных поступков.

После того, как духовный ученик заложил твёрдое основание памятования и нравственного поведения, он сможет в ещё большей степени развить однонаправленность ума и приступить к практике медитации, которая невозможна при меньшей способности к сосредоточению. Поскольку эта деятельность требует хорошо развитого и необычно сфокусированного ума, соответствующие факторы называются «сверхъестественными». Итак, четыре сверхъестественные опоры:

9. Сверхъестественная опора устремления;

10. Сверхъестественная опора радостного усилия;

11. Сверхъестественная опора концентрации;

12. Сверхъестественная опора исследования.

Все первые двенадцать факторов относятся к методам, которые служат для усиления способности практикующего сохранять однонаправленное сосредоточение на избранном объекте медитации. Это, в свою очередь, ведёт к укреплению всех прочих духовных способностей человека. Таким образом, далее следуют пять способностей:

13. Способность веры;

14. Способность усердия;

15. Способность памятования;

16. Способность медитативного погружения;

17. Способность мудрости, или проникновения в суть.

Когда эти пять способностей разовьются, то они станут пятью силами:

18. Сила веры;

19. Сила усердия;

20. Сила памятования;

21. Сила медитативного погружения;

22. Сила мудрости, или проникновения.

Когда индивидуум развивает эти силы, он естественно сможет следовать сердцевине буддийского учения, благородному восьмеричному пути, то есть практиковать:

23. Правильное воззрение;

24. Правильное мышление;

25. Правильную речь;

26. Правильное действие;

27. Правильный образ жизни;

28. Правильное усилие;

29. Правильное памятование;

30. Правильное сосредоточение.

Последние семь факторов в этом перечне известны как семь ветвей, или факторов просветления:

31. Фактор просветления, состоящий в правильном памятовании;

32. Фактор просветления, состоящий в правильном различении;

33. Фактор просветления, состоящий в правильном усилии;

34. Фактор просветления, состоящий в правильной радостности;

35. Фактор просветления, состоящий в правильной удовлетворённости;

36. Фактор просветления, состоящий в правильной концентрации;

37. Фактор просветления, состоящий в правильной равностности.

Эти тридцать семь аспектов пути к просветлению вместе образуют сердцевину практического применения учений Будды о четырёх благородных истинах, а потому в первую очередь относятся к палийской традиции буддизма. Этот слой учения, который можно назвать самой основой буддизма, составляет Первый поворот колеса Дхармы.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments