?

Log in

No account? Create an account

Нешёлковый путь

Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию

Previous Entry Share Flag Next Entry
Намкай Норбу Ринпоче о понимании тантрийского Учения
nandzed


В тантрийском Учении присутствует понимание уровня энергии, чего нет в Сутре. Можно сказать, что этой стороной Сутра совершенно пренебрегает. Почему? Потому что учение Сутры предназначено для людей, у которых нет способности к такому пониманию. Если же у вас есть такое понимание, такая способность, то вам надо заниматься Тантрой, вот почему существуют тантрийские Учения.

Те, кто практикует Тантру, тоже любят медитировать и практиковать созерцание, но нужно понимать, что на самом деле имеется в виду под медитацией. Медитировать - не всегда значит сидеть с закрытыми глазами: ведь это только один из способов медитации. Он предполагает работу с переживанием пустоты. Если благодаря этому переживанию у вас появляется знание созерцания, то ваша практика действительно может стать настоящим созерцанием, если же нет, то вы всего лишь остаетесь в этом состоянии пустоты.

Подлинное созерцание означает пребывание в своем истинном состоянии. Истинное состояние включает в себя не только пустоту, но также и то, что мы называем движением. Поэтому если у вас нет способности воссоединяться с этим движением, пребывать в нем, то вы еще очень далеки от своего истинного состояния.

Тантрийское учение обладает большим пониманием этого, знанием, что движение есть часть нашей истинной природы. Существует много аспектов движения на уровне физического тела, на уровне энергии, а также ума.

Например, что вы делаете для того, чтобы представить этот дом не в его обычном виде, а как мандалу, как чистое измерение света и образов, и преобразить этот дом и измерение в мандалу? Вы используете свой ум, вы мыслите. Когда вы мыслите, это не статичное созерцание - оно включает движение, движение вашего ума, и если вы присутствуете в этом движении, то это и есть настоящее созерцание. Вы способны находиться в состоянии созерцания, объединяя его с движением. Если вы обрели переживание пустоты, то это еще не созерцание. Если же вы находитесь в состоянии мгновенного присутствия в этой пустоте, то в этот момент вы пребываете в состоянии созерцания. Какова же в таком случае разница между пребыванием в пустоте и пребыванием в движении? Никакой разницы нет.

То же самое верно и в отношении физического движения. Поэтому в Тантре есть много таких методов, как движения янтра-йоги и священные танцы. Конечно же, здесь многое зависит от того, кто танцует. Если у вас есть истинное знание тантрийского Учения, то вы понимаете, что значит находиться в состоянии движения и одновременно в состоянии созерцания. Тогда не будет никакой разницы, танцуете ли вы целый день или целый день сидите неподвижно. Возможно, тот, у кого есть способность воссоединяться с движением, быстрее сможет достичь реализации, поэтому в тантрийском Учении больше используется движение.

Вы понимаете, что движение существует и на уровне нашей энергии, поэтому в тантризме методы преображения подразумевают воссоединение с этим принципом всего бытия. Я не хочу сказать, что очень просто все воссоединить и оказаться в этом знании. Это занимает много времени и далеко не просто. Но очень важно, чтобы вы знали, как работают тантрийские методы и что означает созерцание. Если, выполняя практику преображения, вы визуализируете мандалу и при этом опираетесь только на свой ум, долгие часы напрягая его, и развиваете преображение, не зная, какова же его конечная цель, которая заключается в том, чтобы находиться в этой ясности и одновременно в состоянии мгновенного присутствия, то во всем этом не будет большого смысла. Это все равно, что день за днем находиться в состоянии пустоты, не зная при этом, как пребывать в этом состоянии в истинном мгновенном присутствии.

Главными же аспектами являются нечистое и чистое видение, которые мы обычно называем сансарой и нирваной. В Тантре их символизируют пять скандх и пять дхьяни-будд, а в Сутре они называются относительной и абсолютной истиной. В ваджре как символе оба этих аспекта соединяются с центральной сферой, и это напоминает нам о том, что в истинном смысле и то, и другое есть наша собственная природа, наша энергия; энергия - это часть нашей истинной природы.

Опираясь на осознание того, что наша энергия есть часть нашей собственной природы, тантрийские Учения используют путь преображения. Когда мы говорим о преображении, это означает, что мы понимаем истинную ценность всех вещей. На уровне сансары, или нечистого видения, у нас есть пять омрачений, но в Тантре мы понимаем, что их неотъемлемая природа - энергия, и эта энергия есть наша истинная природа. Но проявляться она может по-разному. То, что проявляется как п ять страстей, когда у нас нечистое видение, в чистом видении проявляется как пять мудростей. В центральной сфере, или тигле ваджры, обе ее кажущиеся противоположности сходятся воедино, показывая, что чистое и нечистое видение, мудрости и страсти, являются аспектами нашей собственной энергии. На уровне тигле нет никакой разницы между этими двумя проявлениями - таково понимание, присущее тантрийским Учениям.

Задача тантрийских практик, особенно практик высших тантр, - научиться пребывать в чистом видении. Преображаясь в божество гневного, спокойного или радостного облика, в зависимости от своей коренной страсти, и тем самым преображая свое нечистое видение в чистое, вы всегда применяете именно этот метод. Практикуя его в соответствии с воззрением Тантры, вы всегда работаете с чистым видением.

Например, если вы хотите преобразить свой гнев и для этого представляете, что сами преображаетесь в гневное проявление божества, то, совершая это преображение, вы находитесь в чистом видении и уже не связаны с нечистым видением. Если вы на кого-то гневаетесь, находясь в обычном двойственном состоянии ума, то никак не можете отказаться от мыслей о том, что это очень дурной человек и вы его не любите: вы сердитесь, все больше усиливая это состояние. Это нечистое видение. Но гнев, который вы испытываете, есть ваша собственная энергия, поэтому вовсе не обязательно его пресекать: вместо этого вы преображаете свое чувство и уже не гневаетесь на кого-то, а преображаете этот гнев в гневное божество. В гневное божество вы преображаетесь не для того, чтобы бороться с вызвавшим гнев человеком, - вы уже больше не обусловлены этим нечистым видением, а находитесь в чистом видении, так что даже длительное пребывание в этом состоянии гнева не принесет вам никакого вреда.

Таков пример того, как можно использовать свое чистое видение. Упражнение в чистом видении - это самайя, коренное обязательство тантрийских учений. Это полезно и для практикующих Дзогчен. Например, если вы видите своих ваджрных братьев и сестер как просветленных существ, как своих Учителей, у вас никогда не будет с ними неприятностей. Если же вы всегда будете думать, что именно он или она создают трудности, то у вас всегда будут проблемы. Так что, если вы немного поупражняетесь в чистом видении согласно системе Тантры, это принесет большую пользу - вот почему это нужно знать и понимать.

Намкай Норбу Ринпоче, сборник статей "Зеркало Дзогчен"