nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

А теперь посмотрим с другой стороны



В буддизме существует множество способов определения истинной природы явлений. Все эти способы могут быть сведены к двум основным категориям — условных и безусловных свидетельств.

Условные свидетельства основываются на обыденном, ограниченном восприятии и характеризуют преходящие, относительные истины бытия, заключенного в круговорот сансары. Знания, полученные путем обыденного восприятия, не могут считаться подлинными. Например, мирские законы, обычаи и ценности постоянно претерпевают изменения, по мере того как меняется ограниченное людское восприятие. И неважно, какие свидетельства порождает ваше затуманенное иллюзиями восприятие, эти свидетельства всегда будут ложными, поскольку основаны на изменчивых относительных истинах.

Безусловные свидетельства основываются на восприятии, лишенном противоречий и границ. Они отражают безграничное взаимодействие материальных, обусловленных сансарой явлений с нематериальными явлениями духовного свойства. Такие свидетельства не омрачены заблуждениями и иллюзиями, и потому первозданно чисты. Например, высшие сущности видят природу будды проявленной в обыденном уме любого из людей. И мы должны уверовать в священные речи этих духовных сущностей, являющиеся безусловным свидетельством чистой незыблемой истины, чтобы впоследствии обрести присущие им добродетели.

Если мы хотим определить истинность какого-либо материального или духовного явления, нам следует придерживаться критериев, характерных для совершенной, выходящей за грань обыденного логики высших сущностей. В других случаях достаточно обыденной логики, из условных свидетельств которой можно извлечь единственную пользу: они помогают осознать несовершенства двойственной природы явлений сансары, порождаемых пятью скандхами, или органами чувств. Однако в своей основе эти свидетельства ложны, хотя они и принимаются с энтузиазмом за истину людьми, чей ум пребывает в заблуждении.

Истинное благо несут лишь чистые безусловные свидетельства высшей мудрости, которая служит основой всех явлений — от причинно обусловленной природы будды до мандалы Великого Совершенства. Для всех последователей буддизма именно такие свидетельства являются незыблемым критерием истины. Когда наша вера распространяется лишь на условные свидетельства, мы не в состоянии прийти к просветлению, поскольку они не дают расширяться нашему сознанию. Пребывая в зависимости от относительных истин текущего момента, мы не можем ступить на путь высших духовных сущностей. Именно об этом говорил Будда: «То, что можно постичь пятью органами чувств, не есть абсолютная истина. Если бы такое восприятие могло нести истину, зачем тогда вам следовать путем просветленных?»

Иначе говоря, нам следует полагаться не на свои органы чувств, а на суждения просветленных сущностей, лицезреющих не замутненную противоречиями истину. Тогда мы сможем преодолеть границы обыденного восприятия и со временем сделать свой ум столь же просветленным и чистым, как у лучезарного Будды.

Тринлей Норбу Ринпоче
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments