?

Log in

No account? Create an account

Нешёлковый путь

Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию

Previous Entry Share Flag Next Entry
Энергия, символы и преобразование в тантре
nandzed


Начну издалека, потому что мне интересно сшивать разные парадигмы.

А.Лосев поясняет: «Энергия сущности мира, лежащая в основе всякого движения в нем и, следовательно, в основе всякого события, есть самомыслящая энергия, энергия Ума, мышление мышления». Эта энергия, будучи «тождеством логического и алогического» (по-китайски — син-мин), «может, однако, в той или другой мере воплощаться в материи». Что и лежит в основе трагедии: «Разрушение энергии и уход ее в материальную беспредельность есть также разрушение и блаженного самодовления, свойственного умному перводвигателю, и переход его от "счастья" к "несчастью", от знания к незнанию»…

Юнг: «Психологической машиной, преобразующей энергию, является символ. Я имею в виду символ в подлинном смысле слова, а отнюдь не знак».

Символ выражает нечто неизвестное, а знак указывает на что-то известное. Знак всего лишь условность, а символ — проекция реальности. Поэтому и можно говорить, что символ преобразует энергию. Тантра - искусство преобразования мира, и это учение именно что символическое. Но, боюсь, не все, кто практикует тантру понимает, что имеется в виду не знак, а именно символ как живая машина преобразования энергии. Не номинальное, то есть знак, - "Два рога Ямантаки обозначают относительную и абсолютную истины". Это не тантра, это просто потеря времени. Символ в тантре - тайное переживание, недоступное для непосвящённых. Если же для практикующего этот символ - только знак, то ничего он не практикует)). И, боюсь, что многие учителя ваджраяны совершенно не подозревают, что европейцам нужно прояснять такие моменты. Более того - это понятие о символе вообще может быть выражено сугубо в европейских кондициях. Но далее, в практике ваджраяны, это приводит к иному.

Продолжу, цитируя некогда сказанное:

Тантра - символическое учение, но европейцы понимают символ иначе, нежели традиция Востока. Европейцы относятся к символам как к функции, объективированно, как к механизму, который можно разобрать, собрать, смазать, если надо, и не понимают, что всё это ошибка. Но винят, понятно, "механизм" - что он устаревший, что от него стащили карбюратор и пр. Изначально ошибочное воззрение множит в дальнейшем ошибки. Как говорил великий исследователь волшебной сказки Владимир Яковлевич Пропп, ошибка в данных не может в корне повредить при верно избранном воззрении, ошибка же в воззрении погубит всё при любых верных данных. ×

Именно с целью установления (в конце концов) непосредственного постижения в буддийской тантре во время созерцания божества предлагается сначала обдумывать значение каждого атрибута - до тех пор, пока концептуальное установленное понимание не станет спонтанным пребыванием в переживании значения каждого атрибута божества (этот переход к непосредственному переживанию возможен силой передачи и чистоты связи с ней в потоке сознания). Так, например, делается и в высшей тантре, когда йогин созерцает себя в виде божества, перебирая в уме значения каждой руки и предмета в ней, символа определённой активности божества.

Это не является специфически буддийским методом - это традиционная схема созерцания в джняна-йоге. И в буддийской тантре этот процесс можно назвать бхавана-крамой, ступенями созерцания - в аспекте освоения йоги божества, а с другой стороны - это непосредственное действие энергии божества в потоке сознания практика. В тантре, как нигде, проявлен (зачастую мгновенно) принцип "куда мысль, туда и энергия". Поэтому, когда йогин обращает "взгляд пустоты" на тот или иной аспект божества, он (если ум уже приуготовлен практикой ранее) мгновенно получает благословение божества, оно непосредственно. В этом опыте нельзя обмануться. Символизм тантры - это опора ума, опора его постижения, которая всегда с вами)), даже если вы не обрели ещё способности обретать блаженство просто от контакта со всем, что чувствуете.

Символы в тантре это предметы внутреннего осязания. Но без пустотного вИдения они будут просто символами богов. Еше Лодой Ринпоче говорил, что "психологическая истина состоит в том, что каждый предмет осязания имеет потенциал, чтобы вызвать блаженство и удовлетворение. И когда наше сознание удовлетворено, тогда оно не блуждает. Почему наше сознание порождает ложные представления и так сильно блуждает, когда мы занимаемся медитацией? Потому что мы неудовлетворённы; потому что у нас нет переживания блаженства, нет удовлетворения от осуществления, или цельности - полноты. Наш ум блуждает с воплями предвзятости: "Я не удовлетворён! Я голоден!". Весь этот психический вопль - симптом предвзятости".

Собственно, не имея правильного отношения к передаче символов тантры, европейцы и в созерцании продолжают страдать от своей предвзятости, и, как следствие, от неудовлетворённости. И потом они быстро отказываются от усилий и обвиняют тантру в том, что она не "работает". Ваш ум изначально не открыт этим символам, поэтому они вам тоже не открываются. И это вовсе не культурный феномен. Закрытость вашего ума - знак вашего недоверия тому, что вам дают как пищу для ума. Вы не начинаете питаться, а будто ходите вокруг блюда и вертите носом. То есть вы просто не доверяете методу, как мне говорил один лама, а значит - не готовы к его использованию.


  • 1
Валера, доброго времени! я вот тут буквально на днях озадачился символикой в тантре и списался с Анной Артемьевой. она посоветовала: "Много объяснений по символике есть в "Энциклопедии тибетских символов и орнаментов" Роберта Бира. Еще в книге Тинлея Норбу "Золотой ключик к сокровищнице многообразия основных принципов общей и особой буддийской Дхармы". Еще в книге "Буддийские символы в тибетской культуре" Лоден Шераб Ринпоче.". это я попросил дать советы на материалы на русском языке, ибо не владею больше никаким. можете ещё что-нибудь посоветовать?

Вы спрашиваете о фактическом материале, а я толкую о понимании. Не понимая, каков должен быть подход, бессмысленно копить материал.

Вот, например:

http://rostovbuddhism.ru/?p=2567

Гьятрул Ринпоче. Секретные устные наставления о зарождении божества


я не сильно умненький и двигаюсь как могу)

благодарю за ссылку!)

Спасибо большое.
А вот кстати, в чём принципиальная разница между "Два рога Ямантаки обозначают относительную и абсолютную истины" и "йогин созерцает себя в виде божества, перебирая в уме значения каждой руки и предмета в ней, символа определённой активности божества" ? В том, что первое - отвлечённые понятия, а второе - качества? А если чуть уточнить формулировку - скажем, "постижение отн. и абс. истин"?

Верно. Приписывать постижение двухъ истин слишком абстрактно. Вот если бы шло наставление о разнице каналов - что движение праны в одном это наше восприятие "себя", а в другом - "мира", это была бы конкретика. А постижение двух истин может быть на чём-угодно, по большому счёту. Символ же - уникален по своей сути. Как не могут сходствовать печень и желудок.

Edited at 2016-07-05 12:20 am (UTC)

(Deleted comment)

Повторяю, если ответ не дошёл в предыдущий раз...

Верно. Приписывать постижение двухъ истин чем-либо слишком абстрактно. Вот если бы шло наставление о разнице каналов - что движение праны в одном это наше восприятие "себя", а в другом - "мира", это была бы конкретика. А постижение двух истин может быть на чём-угодно, по большому счёту. Символ же - уникален по своей сути. Как не может сходствовать печень с желудком.

Edited at 2016-07-05 12:20 am (UTC)

Прошу прощения, это глюк системы) один и тот же коммент дважды запостился

Драгоценно! Спасибо!

  • 1