?

Log in

No account? Create an account

Нешёлковый путь

Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию

Previous Entry Share Next Entry
Из истории происхождения тантры Ваджракилая. Символические смыслы
nandzed


Меня тут намедни натолкнули на вопрос об этимологии практики Ваджракилаи. Я никогда не интересовался, но тут выяснилось, что долгие годы среди западных учёных бытовало мнение о тибетском происхождении практики. Однако истина в том, что в тибетском буддизме ваджраяны она появилась после того, как Падмасамбхава передал её первым 25 ученикам в Самье. Сама передача была сформирована Гуру Ринпоче совместно с Вималамитрой и непальским гуру Шиламанджу во время ретрита в Янглешо (современный Парпинг, Непал).

В биографии Падмасамбхавы ясно отмечено, что он ездил в Северную Землю Кашакамала, где культ килы преобладал. Позже, в процессе ретрита по Яндаг-херуке (Skt. Вишуддха Херука) в "Пещере Asura" в Парпинге в долине Катманду, он испытал много препятствий от демонов, и чтобы поработить их, он попросил помощников привезти ему тантру "Кила Витотама" из Индии.

Как писал Роберт Бир, ритуальная деятельность гневной Пурбы отождествлялась также с тем, как жало подобного кнуту хвоста скорпиона пронзает и отравляет свою добычу. Это тоже отсылает нас к биографии Падмасамбхавы, к тем событиям, когда он получил сиддхи килы, пребывая на великом кладбище Раджгриха. Он получил передачу сиддх от гигантского скорпиона с девятью головами, восемнадцатью клешнями и двадцатью семью глазами. Этот скорпион указал на место сокрытия терма в треугольной каменной коробке, скрытой под скалой на кладбище. Когда Гуру Ринпоче читал текст терма, в нём возникло непосредственное понимание, что головы, клешни и глаза скорпиона символически соотносятся с девятью колесницами (согласно классификации школы ньингма). Здесь, в Раджагрихе, Падмасамбхаве дают титул "Гуру скорпиона", и в одной из его восьми форм как Гуру Драгпо он изображен со скорпионом в левой руке. Как эмблема гневной передачи изображение скорпиона имеет мощное символическое значение в раннем развитии школы ньингма.




История и символический смысл

Традиция килы, вернее, индийского ритуала килана имеет свой древний культурный код. Работа, взаимодействие  с духами и божествами земли, конкретного места для людей Индии, Гималаев и монгольской Степи всегда была связана с пробиванием земли, закреплением на ней посредством вбивания кольев, кинжалов, гвоздей. Это понималось как "открытие земли", то есть открытие возможности пребывать на ней, строить, жить, проводить ритуал и т. д. Это - древняя шаманская идея, имеющая единое хождение во всех упомянутых странах; это распространено в традиции Бон и также очевидно в ваджраянской традиции. Согласно шаманскому фольклорному преданию, "... горы были гигантскими ориентирами, которые держали Землю на месте и препятствовали тому, чтобы местности перемещались". (Керригэн, и др., 1998: p27), Горы, такие как Амнье Мачен, согласно преданиям, были принесены из других земель именно с этой целью - закрепления земли. Ступа (сравнивают даже с просто пирамидой из камней) является развитием этой традиции и сродни kиле. Я лично слышал такое объяснение функции ступ - для укрепления пространства.



Что касается языковой проблемы (тибетцы называют ритуальный кинжал килая, а не кила), то учёные, такие как Ф. А. Бишофф, Чарльз Хартман и Мартин Бурд показали, что "все словари и санскритские работы единогласно утверждают это слово как kīla (или kīlaka)". Мартин Бурд предполагает, что это несоответствие следует из неразборчивого использования тибетцами падежа kīlaya. Эта форма была знакома им в простом приветствии namo vajrakīlaya (уважение к Vajrakīla), от которого это могло легко быть принято людьми, незнакомыми с техническими особенностями санскрита, что имя божества - Vajrakīlaya вместо Vajrakīla. Нужно также отметить, что термин (vajra) kīlaya часто считается в санскритских текстах (а также в фактически каждом kīlamantra) законно используемым в качестве назывного глагола, "чтобы пронзить", "пронзить", "прибейте" и т. д. Впрочем, есть мнение, что Ваджракилая - это попросту отглагольное имя, звучащее как обожествлённый императив. Алексис Сандерсон выдвигает гипотезу, что такой пример сходен с возникновением имени Хеваджра, каковое (слово) не найдено в обычных санскритских источниках.





В Долине Катманду кила до сих пор используется в ритуалах шаманами, фокусниками и тантриками различного генезиса и толка. Особенно интенсивно и популярно - среди племён тамангов, гурунгов и тибето-бирманских племён невари. Кила также используется тибетскими уроженцами Непала (Bhotyas) и шерпами. Местные тантрические практики используют специальные бхайрава-килы для лечения от болезней и особо - для лечения детских болезней. Для этих случаев острие пурбы опускают в стакан или миску с водой, поворачивают и помешивают. Больному ребенку дают пить, таким образом, волшебно заряженную воду. Но высшим пилотажем считается, чтобы вода в сосуде при опускании пурбы в неё закипала и бурлила.

Мюллер-Эбеллинг и др. брали интервью у Мохан Рая (Mohan Rai - шаман из пограничной области Непала и Бутана, принадлежит к родам Rai и/или Kirati. Mohan Rai - основатель местного Шаманского Научно-исследовательского центра в Катманду). Он говорит, что "без пурбы внутри себя у шамана нет особого сознания... Сам шаман - пурба; он принимает её форму, чтобы полететь в потусторонние миры". Поэтому, чтобы экстраполировать себя, парбу отождествляют с сознанием и корнем чувствительности, природой Будды.

И напоследок - шаманские и ваджраянские кинжалы пурба (кила) из Солу Кхумбу (Непал, рядом с Эверестом). Обратите внимание на отпечатки пальцев на рукояти - они чисто символические, но всё равно интересная тема.








SKULLPHURBA2 SKULLPHURBA3 SKULLPHURBA4

COP4INCH1 COP4INCH3

1HEADKILA6 BIGIRON21 BIGIRON22 BIGIRON23 BIGIRON24

MYIRONPHURBA1smallcopperphurba smallironphurba

IRONBOTH1 IRONBOTH2 IRONBOTH3

NEWGARUDAPHURBA 20131101_155007 20131101_154814 20131101_154323 20131101_154339 20131101_154412

20140310_161202 IRONGARUDA1

IRONGARUDA1 IRONGARUDA2 IRONGARUDA3





  • 1
На одной из тханок Дордже Дроло также есть многоглазый скорпион :)

Безжалостный предмет.
Мне не нравится...)

Это смертоносное оружие, не оставляющее шансы на выживание!В практике тантры, символизирует окончательную победу над всем, мешающим реализации.

Спасибо,напомнили.
Хе-хе...много воды утекло с того времени.

Фотография пещеры в Янглешо (Парпинг, Непал), где Гуру Ринпоче совершал ретрит и где, по преданию, он сражался с демоном. Отпечаток побеждённого демона можно увидеть на скале над храмом.
http://www.tibetansk-buddhisme.no/photos/Tempel-i-Pharping-jpg.jpg
(Фотографию нашла в инете).

  • 1