?

Log in

No account? Create an account

Нешёлковый путь

Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию

Previous Entry Share Next Entry
Оккультист Джон Ди как родоначальник идей имперской Британии
nandzed

Картинка 5 из 50229

Джон Ди, (англ. John Dee; 13 июля 1527, Тауэр Уард, Лондон, Англия — 26 марта 1609, Мортлэйк, Лондон, Англия) — английский математик, географ, астроном, алхимик, герметист и астролог валлийского происхождения.

Как-то я упомянул придворного астролога королевы Елизаветы Джона Ди в связи с победой Англии над Филиппом Красивым и Испанией с её Великой Армадой. Моим знакомым астрологам сэр Джон Ди показался фигурой малоизвестной. Однако в кругах интересующихся теургией он  известен достаточно. Вот привожу статью о нем и его влиянии на политику того времени. И для понимания Британии
и её имперских проявок очень важно...

В политической истории Европы раннего нового времени большое место принадлежит Джону Ди (John Dee, 1527-1608) - известному английскому мыслителю, географу и математику. С именем Ди связывают разработку новой имперской идеологии, легшей в основу позднейших колониальных империй, представления об особом предназначении Нового Света, а также попытку соединить магию с мировой политикой.

Джон Ди долгое время был доверенным лицом английской королевы Елизаветы I. С одной стороны он готовил для нее астрологические прогнозы, а с другой стороны был непосредственно вовлечен в тайную внешнюю политику Елизаветы как в отношениях с Францией, так и в начавшейся борьбе за колонии с Испанией. Интересно, что свои секретные сообщения королеве Ди подписывал псевдонимом "007".

Именно Джону Ди принадлежит появление самого термина "Британская империя" и разработка концепции прав Англии на колониальные завоевания и доминирование в мире2. В 1577-78 гг. он разрабатывал эту идею в своих трактатах. Под империей Ди понимал совокупность Британии и ее колоний3. Также Ди подчеркивал важность переселения англичан в колонии и соответствующей миграционной политики государства. Ди подчеркивал, что Британская империя превосходит любую земную монархию со времен сотворения мира и может стать всеобщей монархией4.


Поэтому Ди открыто сопоставил нарождающающуюся Британскую империю и с христианским идеалом "мистического универсального града", объединяющего всю землю, и "космополитическим правительством" для управления им. Таким образом, Ди сразу же придавал Британской империи всемирный, глобальный характер. Говорил он в этой связи и о концепции "гражданина мира", о космополитизме в рамках империи5. А это приводило к воспитанию имперского чувства и у самих англичан.

Свою имперскую концепцию Ди рассматривал в контексте общего мистического единства мира. В поисках символических "ключей" к пониманию этого единства и прелолению его в т.ч. в реальной мировой политике, Ди написал, может быть, свой самый известный трактат "Иероглифическая монада".

Важнейшей задачей на пути к созданию империи Ди считал открытие англичанами новых навигационных маршрутов и колонизацию вновь открываемых территорий. Он подробно изучал древние карты мира, детально занимался географией, был знаком с ведущими картографами той эпохи Герардом Меркатором и Абрахамом Ортелиусом.

Все это сделало Ди консультантом британских навигационных проектов. Он был привлечен к составлению маршрута первого английского кругосветного плавания, совершенного Фрэнсисом Дрейком в 1577-80 гг. Также Джон Ди был одним из главных разработчиков т.н. Северо-Западного пути - прохода из Англии в Тихий океан вдоль северного побережья Канады. Ди готовил описание Гренландии и Канады для экспедиций Мартина Фробишера в 1570-е гг., пытавшегося (впрочем, неудачно) пройти этим путем. Идею Северо-Западного пути Ди неоднократно обсуждал и с самой королевой Елизаветой I, и с ее ведущими сановниками, в частности с госсекретарем Фрэнсисом Уолсингэмом6.

Помимо практических выгод Ди подчеркивал и мистическое значение присоединения к Британской империи территорий Нового Света (главным образом, Гренландии и Америки)7, рассматривая их как новую землю обетованную, как достигнутые "острова блаженных" из средневековых мифов. Истоки идей о своего рода "Америке духа", позднее распространившиеся в пуританских кругах, во-многом берут свое начало в работах Джона Ди.

Важный акцент делал Ди и на том, что первым завоевателем островов вокруг Гренландии легенды называли еще короля Артура и его рыцарей Круглого Стола, странствовавших по миру в поисках Святого Грааля8. А поскольку Артур был английским королем, то именно Англии и принадлежит право распоряжения Новым Светом.

Одновременно с этим Ди разрабатывал и Северо-Восточный путь - дорогу в Китай через Северный Ледовитый океан и связанные с этим торговые контакты англичан с Россией. В 1570-80-е гг. он взаимодействовал с "Московской компанией" (Muscovy Company), специально учрежденной англичанами в 1555 г. для торговли с Россией, и готовил по ее заказу морские карты и возможные пути навигации. Встречался Ди и с Ричардом Ли9, который позднее, в 1600 г., стал официальным посланником Елизаветы I в России, плававшим через Архангельск на переговоры с делегацией царя Бориса Годунова. На них Ли, впрочем, безуспешно, пытался убедить царя разрешить англичанам торговлю с Персией через Россию.

Начиная с 1581 г. Ди проводил регулярные магические ритуалы вызвания ангелов в хрустальном камне. Для этого он пользовался услугами медиумов - сначала Барнабы Саула, а затем в течение долгого времени - Эдварда Келли. Об этих ритуалах Ди оставил подробные записи в своем дневнике.

Из разговоров с ангелами Ди получил подтверждение собственного высшего предназначения для познания тайн мира. Так, 11 марта 1582 г. архангел Уриэль сказал ему: "Иди вперед: Бог благословил тебя ... Весь мир начинается с твоих деяний ... Ангелы в моей власти будут в твоем распоряжении"10. Через несколько дней (14 марта 1582 г.) архангел Михаил показал Ди магическое Кольцо власти над миром (меч архангела внезапно стал огненным, и из этого пламени появилось Кольцо). Михаил заявил, что никто из людей вплоть до Ди не видел этого Кольца со времен древнееврейского царя Соломона, и что с магической помощью этого кольца Ди сможет получить всемирное могущество11. Помимо кольца власти ангелы передали Ди и священный Камень власти (магический кристалл для контактов с высшей силой), "самую сокровенную часть римского наследства". С этим Камнем, как сказал Джону Ди ангел Кармара, он превзойдет всех королей земли12. Этот Камень был передан в руки Ди ангелом, появившимся из западного (закатного) окна его комнаты, что послужило поводом для названия романа Густава Майринка о Ди - "Ангел западного окна". Отметим также, что в этой истории с получением священного Камня вполне очевидны и ассоциации со Святым Граалем.

В ходе таких сеансов ангелы открыли Джону Ди и особый язык, на котором высшие силы общались между собой и обращались к Богу. Технически, контакт Ди с ангелами происходил в мыслях его медиума, и медиум воспринимал высказывания ангелов на своем родном языке, по-английски. Также в этих видениях ангелы использовали для Ди буквы и фразы из древнееврейского и латыни13. Но 26 марта 1583 г. ангелы начали открывать Ди свой особый язык, передавая его буквы. Они особо подчеркнули, что ни один человек еще не понимал этот язык, кроме Адама до его грехопадения14.

Впрочем, несмотря на эту фразу, зафиксированную в дневнике Ди, его позднейшие комментаторы предполагают, что этот язык был изначальным всемирным языком людей, который исчез после описанного в Библии разрушения Вавилонской башни и появления разных человеческих языков. Также Ди предполагал, что на этом языке разговаривал с Богом библейский провидец Енох15. Поэтому сам язык получил в историографии название енохианского или ангельского.

Всего ангелы передали для Ди девятнадцать заклинаний на этом языке (около 250-ти слов). Изучавшие его современные лингвисты отметили, что начертание букв "ангельского" языка походило на буквы древнеэфиопского языка (ныне священного языка эфиопской церкви)16. Что касается лексики, то выделялись небольшие параллели с санскритом (древнеиндийским) и древнеегипетским языками, - т.е. одними из древнейших известных человеческих языков17. Отдельные слова имели много общего с ивритом, латынью, имелись и славянские корни. Джону Ди было также дано понять, что знание и использование этого языка дает человеку мистическую власть над миром.

В течение 1583-87 гг. Ди, убежденный, что с помощью ангельской силы можно оказывать влияние на реальную мировую политику, предлагал свои услуги ряду государей Европы. Императору Священной Римской Империи Рудольфу II он предложил с помощью ангельского вмешательства победить турок18. Польскому королю Стефану Баторию - укрепить положение Польши в мире19. Через ангелов он получал предсказания о будущем англо-испанских отношений, которые сообщал в письмах к английскому двору20.

В дневниках Ди сохранились свидетельства, что в этот период через английских купцов, возвращавшихся из России, к нему поступило предложение поступить на службу к русскому царю Федору Иоанновичу21. По отзывам этих купцов, царь ожидал от Ди консультаций не только по магии, но и по географии - для начавшегося русского освоения Севера и Сибири.

Естественно, можно по-разному относиться к свидетельствам Ди о его контактах с ангелами, об особой власти над миром, которую они могут даровать. Этому можно верить или нет. С исторической же точки зрения в любом случае необходимо подчеркнуть, что на фоне множества магов, астрологов, алхимиков, оккультистов, пытавшихся влиять на мировую политику, предложения Джона Ди представляются одними из наиболее целостных и оказавших значительное влияние на развитие политической мысли в Европе. Поэтому его деятельность заслуживает серьезного внимания.

Впрочем, в реальности предложения Ди соединить магию с мировой политикой не были востребованы ни в Англии, ни в континентальной Европе. В последние годы своей жизни он удалился от большой политики.

 



Источники:

Джон Ди. Иероглифическая монада. // Герметическая космогония. СПб: Азбука. 2003.
The Diaries of John Dee. / ed. by Edward Fenton. Charlbury: Day Books. 1998.
John Dee. Essential Readings. Berkeley: North Atlantic Books. 2003.

Литература:

N.H.Clulee. John Dee's Natural Philosophy: Between Science and Religion. London. 1988.
R.J.W.Evans. Rudolf II and his World: A Study in Intellectual History 1576-1612. Oxford. 1984.
P.French. John Dee: The World of an Elizabethan Magus. London. 1972.
D.C.Laycock. The Complete Enochian Dictionary. A Dictionary of the Angelic Language as Revealed to Dr John Dee and Edward Kelley. Boston: Weiser Books. 2001.
E.G.R.Taylor. Tudor Geography. London. 1930.
E.M.W.Tillyard. The Elizabethan World Picture. London. 1930.
L.Vinci. Gmicalzoma! An Enochian Dictionary. London - New York: Regency Press. 1976.
B.Wooley. The Queen's Conjuror. The Life and Magic of Dr Dee. London: Flamingo. 2002.
F.Yates. Theatre of the World. London-Chicago. 1969.
F.Yates. The Occult Phylosophy in the Elizabethan Age. London. 1979.

Художественная литература:

Г.Майринк. Ангел западного окна. М.: Ладомир. 2000.

Автор статьи: Олег Николаевич Барабанов - кандидат исторических наук, e-mail: olegbar@online.ru

 

 

 



  • 1
Справка в дополнение:

1. Пророк Британской Империи; предложил слово Brittannia и углубленный план создания Британского Флота.

2. Первый применил Эвклидову геометрию к навигации; построил соответствующие инструменты, обучил первых больших навигаторов; создал карты; обозначил Северо-восточный и Северо-западный маршруты.

3. Создатель Енохианской магии; заклинал ангелов вместе со своим помощником Келли, и ангелы сообщили ему, что Англия будет империей. Использовал для астрального видения обсидиановый камень, чья история восходит к майя или ацтекам. Сейчас этот камень покоится в Британском Музее вместе с колдовским столом, на который нанесен енохианский алфавит "языка ангелов".

4. Философ Королевы Елизаветы; создавал ее гороскопы; астрологически вычислил дату ее коронации.

5. Основатель Розенкрейцерского Ордена, ставшего протестантским ответом Ордену Иезуитов.

6. Алхимик, герметик, каббалист, знаток тайных и оккультных знаний.

7. Переводчик Эвклида, к которому он написал известное Математическое Предисловие. В ней описывается "картография" математических учений будущего, своего рода система наук, основанных на математике.

8. Автор остроумной магико-политической операции: "внедрил" ведьму в Испанскую непобедимую армаду, чтобы та в решающий момент сражения наколдовала плохую погоду. Итогом стала победа Британского флота.

9. Уполномоченный Елизаветы, которому она доверила создать "правовое обеспечение" колонизации Северной Америки; Легенда гласит, что он даже отправился в Новую Англию, создал первую колонию и женился на индеанке. Но никаких исторических подтверждений легенды не существует.

10. Создатель инструментов для театрального искусства и архитектуры.

11. Прототип таких героев Шекспира как Просперо ("Буря") и Король Лир ("Король Лир").

12. Алхимик, в свое время продавший таинственную зашифрованную рукопись императору Священной Римской империи Рудольфу Второму. По его версии, в ней содержался секрет создания золота. Однако эта книга не дошла до нашего времени, и высказывается предположение, что это травник Энтони Асхама.

13. Владелец самой большой библиотеки в Англии того времени. Она насчитывала более 4 000 томов.
Пауль Ли, 1 сентября 1996 года.

Дополнение #2

Гонения на Джона Ди не прекращались до самой его смерти. Его продолжали преследовать и на континенте: польского короля и императора Рудольфа II настроили против Ди послания «от духов», и 6 мая 1586 года папский нунций вручил императору Рудольфу документ, в котором Джона Ди обвиняли в занятиях некромантией.

Он вернулся в Англию совершенно сломленный, отказался от дальнейших публикаций и умер в должности ректора Колледжа Христа в Манчестере, должности, которую он занимал с 1595 по 1605 год и которая, похоже, не приносила ему удовлетворения.

Впрочем, остаётся один до сих пор не выясненный вопрос, связанный с этой должностью. Примерно в то же время русский царь пригласил Джона Ди приехать в Москву в качестве научного советника. Ему предлагались жалованье в размере двух тысяч фунтов стерлингов в год (это очень большая сумма, равная, примерно как сегодня, двумстам тысячам фунтов), роскошный дом и должность, которая сделала бы его, как сказано в царском письме, «одним из наиболее значительных людей России». Однако Джон Ди отказался. Может быть, была против Елизавета Английская? Может быть, ему угрожали?

http://fictionbook.ru/author/berje_jak/proklyatiye_knigi/read_online.html?page=4

Читали ли роман Майринка "Ангел западного окна"?

В.В.

Как раз на днях займусь этим...

  • 1