nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Йога сновидений в изложении Пятого Далай-ламы



Я решил опубликовать это, несмотря на то, что наставления такого рода достаточно распространены, - так как знаю, что многие люди в России имеют особую веру в слово Великого Пятого. Интересно, что Он предлагает внешний кордэ-рушен в качестве средства поведения, превосходящего беспокойство ума.

1.1.6. Йога сновидений

Посредством йоги сновидений оценивается действенность практики на пути Ваджраяны. Что касается точного метода выполнения её, то здесь две темы: 1. предварительные практики и 2. основная практика.

1.1.6.1. Предварительные практики

Избегая чрезмерных физических усилий и усталости, несдержанности в речи, потакания себе в обширности размышлений, а также тяжёлой пищи, вызывающей глубокий сон, и таких вещей, как крепкий чай, которые вызывают бессонницу, во всех действиях будь умеренным и спокойным. Вплоть до полудня, что бы ни увидел в состоянии бодрствования, думай так: «Это образы сна. Я непременно должен суметь распознать их как сновидение».

Также и вслух произноси, снова и снова: «Это сон», – и сосредотачивайся на этом с сильным намерением.

Если будешь слишком усердствовать после полудня, создашь причину для внезапного пробуждения; поэтому и в намерении, и в провозглашении следует соблюдать умеренность.

1.1.6.2. Основная практика

Здесь четыре темы: 1. распознавание, 2. упражнение, 3. умножение и 4. покойное пребывание ума в таковости.

Каждое из этих четырёх, в свою очередь, подразделяется на предварительные практики, основную практику и завершение.

Сперва идут предварительные практики. Составив визуализацию вечерней сессии, кратко выполни принятие прибежища и порождение бодхичитты – к примеру, таким образом:

Вплоть до достижения просветления я принимаю прибежище
В Будде, Дхарме и превосходном собрании.
Посредством даяния и других добродетелей
Да достигну я просветления на благо всех чувствующих существ.


Выполни, как выше, этапы защиты в отношении себя, места, йогина. Если желаешь, помолись учителю о том, чтобы тебе распознать сны, и так далее.

После этого приступай к основной практике.

1.1.6.2.1. Распознавание

Собираясь уснуть и удобно устроившись на правом боку, ясно вообрази у себя в горле красный четырёхлепестковый лотос, на лепестках у которого по часовой стрелке, начиная от переднего – слоги А, Ну, Та и Ра, а в середине – слог Ом. Цвета они пусть будут белого или красного, как получится. Для начала сосредоточься на визуализации находящегося спереди слога А. Думай так: «Это А – слог сновидения. Его образ также есть сновиденный образ. А сновиденный образ может быть преобразован во что угодно. Поэтому я непременно должен распознать своё сновидение!»

Не отвлекаясь на другие мысли, соедини это с засыпанием. Если тут же заснёшь и осознаешь себя во сне – метод сработал. Если же не сможешь заснуть, или мысли будут продолжать возникать, тогда последовательно сосредотачивай ум на всех остальных слогах, начиная от правого Ну и заканчивая центральным Ом.

Если и после этого не осознаешь себя во сне, ясно вообрази в межбровье чёрную каплю (бинду), обладающую природой света и размером примерно с горошину, так чтобы она касалась кожи, но не слипалась с ней и при этом вращалась против часовой стрелки.

В этой связи в контексте других путей говорится о четырёх препятствиях к сновидениям; однако здесь, согласно обычаю Владыки Йогинов, говорится о двух: внезапном пробуждении и смущающем ум беспокойстве. Что касается первого, то оно устраняется вышеописанной чёрной каплей; а если не устранится так, то устранится, если сосредоточишь ум на такой капле, которая по краям чёрная, а в середине яркая и светлая, при этом стремительно вращается против часовой стрелки. Если же и после этого не устранится, в таком случае освободишься от внезапных пробуждений, если будешь сосредотачивать ум на такой же чёрной и вращающейся против часовой стрелки капле, как выше, только чтобы из неё ещё источались чёрные лучи света, подобные угольной пыли, которые густо укутывали бы всё твоё тело. Однако прежние мастера учили, что от этого может возникнуть чрезвычайная тупость и так далее, так что следует прибегать к этому только как к последнему средству, если иначе достичь осознавания не получится.

Что касается смущающего ум беспокойства, то оно устраняется посредством превосходящего поведения. Уединись в каком-либо безлюдном, но просторном месте, разденься догола, осуществляй всевозможные случайные действия тела – бегай, прыгай и так далее, – а равным образом речи – то есть издавай крики и тому подобное. При этом многократно повторяй: «Это сон», – а про себя думай, не отвлекаясь ни на какие другие мысли: «Это всё образы сновидения».

Таким образом избавишься от смущающего ум беспокойства.

Или, иначе, удались в какое-либо опасное место – на вершину скалы, где вода бьётся о камень, или же к пропасти, или поднимись на высокую башню какого-нибудь замка. Снова и снова думай: «Это чувство ужаса лишь снится мне», – и таким образом устранишь смущающее ум беспокойство.

1.1.6.2.2. Упражнение

Когда таким образом достигнешь осознания сновидения, породив во время сна мысль: «Подобное является мне во сне», – то сможешь преобразовывать свой сон во что пожелаешь. Соответственно, упражняйся, отправляясь во сне на вершину горы Меру и созерцая оттуда четыре континента; можешь даже отправиться затем на луну и солнце, посмотреть на мир Брахмы. Далее постепенно устреми свой ум к чистым землям, таким как Абхирати. Осознавая себя во сне, встречайся там с Буддами, получай от них учения и так далее.

1.1.6.2.3. Умножение

Когда достигнешь в этом успеха, упражняйся также в умножении своего тела: породи два тела из одного, три из двух, и так далее, – а затем выполняй подношения Буддам, посещай нижние миры, чтобы там посредством множества тел трудиться на благо чувствующих существ, и так далее.

1.1.6.2.4. Покойное пребывание ума в таковости

В коренной тантре сказано:

Это ни истинно, ни ложно;
Подобным же образом, йогини,
Знайте: я утверждаю,
Что всё подобно отражению луны в воде.


Таким образом, всё это не является истинным, поскольку по пробуждении не найдёшь и следа пережитого; но также и не ложно, поскольку действительно испытывалось во время сна.

Коротко говоря, примени печать неистинности ко всем образам, и пусть они сольются в нераздельности сансары и нирваны.

Из текста «Объяснение великого тайного учения: краткое изложение следования драгоценным учениям Пути и Плода», Пятый Далай-лама (1617–1682)
Tags: ваджраяна, йога, наставления, сновидение, тантра
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment