nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ЛОНГЧЕНА РАБДЖАМПЫ



В возрасте 56 лет, в год Водяного зайца (1363 г.), передав высшие посвящения и особые советы, а также устные наставления и объяснения тантр более чем ста собравшимся, способным передавать далее эти учения, он сказал Гьялце Сопе: «Закрой дверь на лестницу и не позволяй никому заходить, пока не запишешь следующее», а затем продиктовал свое последнее духовное завещание «Безупречный свет». Мне показалось важным дать возможность прочесть последние наставления великого Кункьена Лонгченпы.


Выражаю почтение возвышенным, наделенным
наивысшим состраданием!
Выражаю почтение тому, кто поглощен переживанием
пространства-основы, изначальной «почвы»29,
тому, кто заботится о всех существах, порождая
деятельность и растворяя ее,
Проявляя это разнообразие силой присущего ему
сострадания, —
Возвышенному светочу, великолепному в столь
интенсивном сиянии.
Выражаю почтение тому, кто, достигнув цели,
Просвещал тех, кто обманывался постоянством вещей,
Ушедшему в священном месте, городе Кушинагар (Будде Шакьямуни - прим. Нандзед Дордже).
Я пришел к постижению природы самсары —
У явлений этого мира нет отдельных сущностей.

Скоро я оставлю это непостоянное, иллюзорное тело,
Поэтому внимайте этим наставлениям для вашего же
блага.
Мы околдованы верой в реальность этой жизни,
Но «вещи» поистине не существуют как таковые
и по природе непостоянны.
Осознав, что ничто не надежно,
Претворяйте в жизнь священную дхарму.

Друзья и знакомые, подобно гостям, преходящи.
Какое-то время они рядом с вами,
Но расставание с ними неизбежно.
так отпустите подобные наваждениям эмоциональные
связи с друзьями
И претворяйте в жизнь священную дхарму —
неиссякаемый источник благого.

Накапливаемые богатства подобны меду —
Копите их вы, а наслаждаются ими другие.
так будьте щедры, когда предоставляется случай,
Уже сейчас готовясь к предстоящему путешествию.
Дома ваши хорошо построены, но и они подвержены
разрушению и взятому в долг подобны.
Не в вашей власти остаться в них, когда придет пора
двигаться дальше.
Так откажитесь от зачарованности многолюдными
поселениями,
Ищите место уединения.

Симпатии и антипатии подобны детской забаве.
Бессмысленные привязанности и неприязни —
обжигающее пламя.
Так оставьте склоки и потуги обуздать друг друга —
обуздайте собственные умы.
За «вашими» действиями ничего не стоит, они
подобны наваждениям.
Вы стремитесь к «чему-то», но нет «результата».
Так оставьте дела обывателей, не цепляйтесь за «вещи»
этого мира — ищите путь к освобождению.
Это обретенное тело подобно драгоценному кораблю,
Предоставляющему возможность обрести свободу
от океана страдания.
так не предавайтесь лени откладывания «на потом»,
Но побуждайте себя к усердию.
Гуру подобен проводнику-охранителю, ведущему
по опасной местности.
К этому охранителю, защищающему вас от врага,
самсары,
Питайте величайшее почтение и безграничное
доверие,
Всецело предавшись ему умом, речью и телом.
Глубокие духовные наставления как целительный
нектар —
Лучшее средство от яда дурных эмоций.
Полагайтесь на них и претворяйте в жизнь,
стремясь в этом к совершенству.

Три благородных предмета обучения в своей
абсолютной чистоте подобны исполняющему
желания драгоценному камню.
Они — путь, ведущий к счастью в этой жизни
и в будущих, приводящий к самой высокой цели —
просветленности, священному состоянию покоя.
Приложите их к своей жизни.

Учения во всем своем многообразии, подобно
драгоценному светочу, рассеивают тьму невежества
и освещают путь к освобождению.
Внимание к учениям открывает око безвременного
осознавания и позволяет распространиться свету
счастья.
Поэтому будьте беспристрастны и не впадайте
в сектантство.

Совершенное созерцание подобно поглощенности
золотых дел мастера [работающего с одним лишь
золотом].
Оно свободно от сомнений, что истинно, а что ложно.
Через возвышенное постижение, приходящее
при созерцании природы того, о чем вы услышали,
В полной мере осваивайте это.

Медитация по своей природе подобна вкушению
нектара.
Медитация на сути услышанного и воспринятого
устраняет яд дурных эмоций.
Так пересекают океан обусловленного существования
и достигают «того берега» — сердца-сущности.
Посему медитируйте в лесу.

Видение по своей природе — как ясное открытое
пространство,
Свободное от делений на высокое и низкое,
от крайностей и ограничений.
Неизмеримое, оно за пределами выражения,
воображения, описания.
Применяйте методы его реализации.

Созерцание, по своей природе, подобно горе
устойчивостью и неизменностью,
а также океану — прозрачностью и незапятнанностью.
Оно замещает собой все «отвлечения» умопостроений.
Созерцайте все тем, что оно есть.
Поведение по своей природе подобно мудрецу,
знающему, что к месту и когда.
Привязанности и навязчивые идеи, принятие
и отвержение, подавление и потакание — все сфера
иллюзий.
Будьте свободны от фиксаций на двойственности.

Плод по своей природе подобен богатству достойного
правителя:
Когда вы богаты — естественно приносится польза
другим.
Нет надежд и опасений — только сознание,
естественно раскрепощенное.
Стремитесь обрести плод.
Сознание по своей природе — пространство-основа
явлений, подобное небу.
Обнаружение этого пространства-основы —
окончательное постижение.
Наивысшее состояние совершенно однородно,
абсолютно недвойственно.
Реализуйте его.
Явления во всем их разнообразии подобны отражениям
в зеркале —
столь явные и вместе с тем пустые.
Пустоту эту не найти «где-то там».
В свежем восприятии с умом, не навешивающим
на проявляющееся ярлыки «отдельное»
или «тождественное»,
Познайте это со всей несомненностью.
Хвататься за объекты подобно пребыванию во сне.
Истина недвойственна, ибо двойственное восприятие —
лишь привычка обыденного сознания навешивать
ярлыки, пустые по сути.
Осознайте недвойственность.

Самсара и нирвана по своей природе подобны игре иллюзии.
Хотя вещи могут казаться хорошими или плохими, в своей сути они — одно и то же.
Все что бы то ни было — нерожденно и подобно пространству.
Познайте это со всей несомненностью.
Восприятия «приятного» и «болезненного»,
основанные на заблуждении, подобны призракам.
Хотя благие и неблагие причины и следствия возникают
для каждого,
По своей природе они нерожденное, и суть их не подвержена переходам или изменениям.
Познайте это со всей несомненностью.
Навешивание ярлыков обыденным сознанием подобно
детским забавам,
Проявляющееся — на самом деле не нечто устойчивое
и определенное.
Но люди падки на умозрительный анализ, на философствование о добре и зле.
Познайте равностность всех явлений.
Щедрость подобна сокровищнице —
Источнику неиссякаемого и все увеличивающегося
богатства.
Поэтому, когда предоставляется случай, будьте щедры.

Дисциплина подобна надежному средству передвижения,
«Доставляющему» к более высоким уделам
перерождения и к великолепию Просветления.
Избегая неблагого, питая благое,
заботясь о благе других живых существ,
Применяйте в своей жизни дисциплину.

Терпимость подобна великому океану, в высшей степени
безмятежному.
Оставаться невозмутимым в любых обстоятельствах —
вот лучшее из всех духовных качеств.
Принимать страдание, развивать сострадание —
Взращивайте эти благие качества.

Усердие подобно большому полыхающему костру,
Который сжигает все ненужное и поддерживается
благим.
Не поддаваясь лени или апатии, следуйте по пути освобождения.
Непоколебимая медитативная стабильность подобна
величественнейшей горе.
Незатронутая построениями ума, неколеблемая
чувственными объектами,
Это состояние равновесия, покоящееся в том, что есть,
ничем не нарушаемое.
Взращивайте медитативную стабильность.

Возвышенное постижение подобно солнцу,
Рассеивающему тьму невежества, освещающему
священную дхарму,
Питающему сад освобождения и иссушающему заводи
изъянов.
следите, чтобы оно не затемнялось.

Искусные средства подобны проводнику искателей сокровищ.
Искусные средства ведут существ через океан страданий
к острову счастья.
С их помощью достигают три возвышенные каи и спонтанно обретают два вида блага.
Даруйте благо другим, используя искусные средства.

Стойкость подобна лучшему из лучших, одолевающему противников.
Она одолевает дурные эмоции и «обращает» их на путь просветления, способствует накоплению благого и дарует свободу
от препятствий.
Применяйте ее в своей жизни.

Устремленность подобна могущественному драгоценному камню, исполняющему желания.
[Благодаря ей] все желания осуществляются естественно, и обретается наивысшее блаженство.
Обратить ум к состоянию покоя — значит удовлетворить все чаяния.
Развивайте в себе высшую степень устремленности.

Безвременное осознавание подобно массе облаков на небе.
Из облаков медитативной поглощенности и полного памятования льется дождь счастья и блага
И созревает урожай накопленных заслуг для всех живых
существ.
Обретайте переживание безвременного осознавания.

Искусные средства и возвышенное постижение подобны
благородному коню.
Они не позволяют впасть в обусловленное существование или в покой нирваны,
И польза для вас и других будет несомненной.
Так пять стадий завершаются в естественном присутствии трех кай.
Претворяйте искусные средства и возвышенное
постижение в жизнь.

Наследие, ведущее к просветлению, оставляемое возвышенными существами
На протяжении трех времен, подобно надежной дороге.
В нем тридцать семь положений — четыре основы внимательности и остальные.
Напитывайтесь этим наследием.

Любовь, подобно хорошим родителям, неиссякаемо
доброжелательна к своим детям — шести классам
существ.
Служа им, она всегда все делает им на благо.
Взращивайте в своей жизни любовь.

Буддийский путь описывается как последовательность пяти стадий — накопление, приложение, видение, медитация и плод.
Сострадание подобно бодхисаттве, отпрыску Победоносных,
Для него страдание других подобно своему собственному.
В стремлении освободить их от страдания, он облачается в доспехи усердия.
Применяйте в своей жизни сострадание.

Сорадование подобно старшему в семье,
Который радуется добродетелям других
И тому, что может им помочь.
Дружите с сорадованием.
Беспристрастность по своей природе подобна ровной
земле,
свободной от кочек привязанности и отчуждения.
Она в высшей мере блаженна, пребывая неизменно
в равностности всего.
Познайте беспристрастность.

Два аспекта бодхичитты подобны внушающему доверие проводнику,
Ведущему всех праведных к острову освобождения,
Не сбиваемого с толку обусловленным существованием
и обеспечивающему другим все блага.
Пробуждайтесь к ним вновь и вновь.

Преданность подобна океану. Она исполнена добродетелей, однако всегда одного и того же вкуса. Наполнена волнами веры, которая никогда не подведет. Полагайтесь на преданность.

Посвящение подобно неиссякаемой сокровищнице пространства.
Посвящением всех «своих» постижений самому пространству-основе
Гарантируется, что эти постижения не оскудеют, а будут лишь увеличиваться.
Дхармакая — тот единственный вкус, в котором рупакаи естественно присутствуют.
Очищайтесь от «субъекта», «объекта» и «их взаимоотношения».

Смирение, подобно пространству, охватывает безграничные заслуги, не имея рамок соотнесения, свободно от высокомерия,
непоколебимо и абсолютно прозрачно. Предайтесь смирению.

Внимательность, подобно надежному стрекалу, сдерживает неистового, неукрощенного слона ума,
Уводит от порочного и естественно приводит к безупречному.
Применяйте в своей жизни внимательность.

Бдительность, подобно хорошему сторожу,
Не оставляет вору — порочному — никакой возможности
И охраняет богатства добродетели.
Полагайтесь на бдительность.

Предусмотрительность, подобно крепостной стене и рву,
Не позволяет нападающим армиям дурных эмоций взять верх
И собирает силы, одолевающие врага, карму.
Будьте предусмотрительными.

Вера подобна плодородной почве.
Из нее произрастает все, что мы желаем, на ней
созревает урожай просветления,
Она основа счастья в этой жизни и в будущих.
Удостоверяйтесь в том, что ваша вера не оскудевает.

Благожелательность подобна прекрасному лотосовому пруду.
Она притягивает то, что свято и радует всех существ.
Это сама суть наслаждения благим и его награда.
Относитесь благожелательно ко всем.
Добрые слова, подобно барабанам богов,
Всегда уместны и приятны для всех живых существ.
Отзываясь в нуждающихся в руководстве, вызывают
в них радость.
Порождайте счастье, отдавая должное другим.

Безупречное поведение, подобно святому мудрецу,
препятствует неблагому и вызывает доверие,
Не признает лицемерия и обеспечивает состояние
естественного покоя.
Будьте безупречны.

Священная Дхарма, подобно могущественному Сугате,
подходит всем и вместе с тем превыше всего,
В гармонии со всем,
И в то же время непохожа ни на что.
Полагайтесь на священную дхарму.

Это тело с его свободой и возможностями подобно
привидевшемуся особняку.
Проявилось на какое-то время, но сгинет без всякого
предупреждения.
Нельзя тратить время этой жизни впустую, ибо явления
этого мира вас разочаруют.
Помните об этом.

Богатство не надежно, как осенние облака,
Удача по своей природе пойдет на убыль;
Все это не истинно.
Осознайте то, что истинно.
Все существа, подобно гостям, преходящи — пришли и уйдут.
Старое поколение ушло, и молодое уйдет со временем.
Ныне живущих через столетие уже не будет.
Осознайте это.

Переживание этой жизни подобно переживанию одного дня,
Переживание бардо подобно ночному сну.
Переживание следующей жизни нагрянет так же скоро,
как настанет завтра.
Практикуйте священную дхарму.

Образно описав все аспекты дхармы,
Дам еще один совет для обладающих верой.
За всеми встречами кроется расставание,
Не останусь и я, а отправлюсь вскоре на остров
освобождения.

Ничто в самсаре не надежно,
Поэтому достигните постоянства истинного бытия,
нерожденной дхармакаи.
Чувственные объекты этого мира подобны коварным чародеям,
Ненастоящие по сути, как флирт кокетки,
Они лишают ум добродетелей и укрепляют вредные эмоциональные привычки.
Поэтому оставьте их и претворяйте в жизнь священную дхарму.
Без удовлетворенности, даже имея много денег, вы бедны,
Ибо ум скряги никогда по-настоящему не удовлетворен.
Довольствующиеся тем, что есть, — поистине богаче всех.
Даже когда такие имеют совсем мало, умы их пребывают
в счастье.

Вино и женщины — источник эмоционального недуга, отбросьте одержимость ими.
Следуя примеру мудрецов,
Предайтесь в уединении покою.

Сказано: «Не мешкая, сосредоточив ум на добродетельном,
отбросьте все вредоносное и обратитесь к благому».
Практикуйте священную дхарму, не отвлекаясь,
тогда и смерть встретите без сожалений, и в будущем
обретете благо.

Еще одно, мои ученики: мы связаны друг с другом дхармой и самаей
Благодаря нашей общей карме и чистым устремлениям
на протяжении очень долгого времени.
Но хотя мы и встретились, нам предстоит расстаться.
Мы как встретившиеся на базаре странники.
Я даю вам эти советы, исходящие прямо от сердца, для вашего же блага.
Родина, богатство, любимые друзья, приятельские отношения —
отпустите все, что отвлекает и усложняет жизнь,
И взращивайте медитативную стабильность в спокойных местах.
Когда же настанет время уйти, ничто не сможет этому
помешать; священная дхарма нужна, чтобы без страха встретить
смерть. А посему будьте усердны в изучении сущностных
наставлений гуру — того, что в самом сердце глубочайшего смысла.

Среди учений есть толкующие о сердце-сущности абсолютной ясности — о сокровенном смысле учений ньингтиг.
Они наивозвышеннейшие из всех — путь к состоянию
будды за одну жизнь.
Стремитесь осуществить это всеблагое состояние наивысшего блаженства.
Более того, ищите наставлений святых людей из линии
преемственности, способных дать вам отведать нектар глубокого
постижения.
Усердно следуйте им в своей практике в уединении.
тогда вы быстро достигнете состояние Победоносного.
Священная дхарма обеспечивает полнейшее, наивысшее блаженство
И благо в будущем.
Не все ее достоинства, возможно, сразу очевидны, а посему усилий не жалейте, реализуя суть сердца-сущности.
Вот-вот на безоблачном небе взойдет полная Луна —
повелительница звезд.
Все так красиво: балдахины, зонты, победные флаги и звуки музыки,
Даки и дакини, собравшиеся во множестве.
Меня вдохновляет лотосовый лик защитника,
воплощение сострадания, мой покровитель.
Пришло время мне уходить, как путнику, которого
зовет дорога.

Радость, ощущаемая при смерти, — мое прекраснейшее
завершение.
Это неизмеримо большее, чем достижения купца,
скопившего море богатства,
И большее, чем триумф Индры, царя богов,
одержавшего победу в битве,
И большее, чем достижение испытавшего блаженство,
придя к медитативной стабильности.
теперь я, Пема Ледрел Цал, не стану задерживаться,
Ибо направляюсь к трону бессмертия и высшего
блаженства.
Эта моя жизнь: карма, стремления, мирские заботы, взгляды — все пришло к концу.
Когда в бардо возникнут панорамные видения чистых сфер, я мгновенно спонтанно осознаю, что это, по сути, проявления самого осознавания
И что я близок, таким образом, к обретению истинного
бытия изначального.
Я поистине благословлен, так будьте счастливы.
Используйте эту иллюзорную жизнь, чтобы достичь
цели, острова освобождения.
Надеюсь, что там мы вновь встретимся, мои праведные
ученики.
Возрадуемся же дхарме!
Но на текущий момент наша связь в этой жизни пришла
к концу.

Не оплакивайте уход этого странствующего нищего, довольного своей участью.
Вместо этого постоянно ему молитесь.
Вот мои советы, данные для вашего же блага,
Подобные скоплению цветов лотоса, радующих пчел —
вас, моих преданных.
Пусть благо этих слов обеспечит находящимся в трех
сферах
Переход в нирвану на уровне изначального бытия!
На этом завершаю «Безупречный свет», советы Дриме Одзера.
Tags: Дхарма, Лонченпа, наставления, освобождение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment