?

Log in

No account? Create an account

Нешёлковый путь

Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию

Previous Entry Share Next Entry
Люди как типы мудрости и омрачения. Род Падма
nandzed

Согласно древнеиндийским космологическим представлениям, четыре расы людей обитают на четырёх так называемых «континентах» (буквально — «островах»), расположенных к северу, югу, востоку и западу от горы Меру — оси нашего мироздания. Родина нашей расы — южный «континент», Джамбудвипа («Остров розовых яблок»). Первоначально Джамбудвипу отождествляли только с Индией или Южной Азией, но в наши дни её нередко соотносят со всей планетой Земля, а все четыре острова древней космологии считают разными измерениями, меж которыми отсутствуют контакты. Это к слову о том, что многие ныне недоумевают - какой смысл по-прежнему подносить плоскую мандалу, символ Вселенной? Очень простой - в мандале символически представлена Вселенная большей мерности, нежели наш мир в нашем 3-мерном восприятии. Расположение вокруг вершины мировой горы Меру и Солнца, и Луны одновременно и равноудалённо имеет чисто символический характер, и только материалистически узкий современный ум задаёт глупые вопросы типа "а почему она у вас плоская?". Потому что плоскость мандалы - это вовсе не планета Земля, как мы её знаем.

Рассматривая мир людей, нужно понять, что отличает его от пяти других измерений, лок. Прежде всего то, что, кроме людей и животных, остальные локи находятся в субъективных, "внутренних" измерениях. Ум, скованный неведением, склонен поэтому считать несуществующими, фантазиями (что для него одно и то же, хотя это не так). На психологическом уровне мы, люди, в ходе повседневной жизни переживаем состояния, характерные для всех шести лок, но все эти переживания проходят через призму специфически человеческого мировосприятия. Традиционно же мир людей соотносится с Лотосовым семейством Будд.


Род Лотоса олицетворяет преображение и очищение страстей и желаний. Относящиеся к этому роду будда Амитабха и бодхисаттва Авалокитешвара — две манифестации просветления, более прочих любимые и чтимые на всех территориях распространения буддизма. Причём во всех его школах и ответвлениях.

Трунгпа Ринпоче описывал мир людей как квинтэссенцию общения и взаимодействия, которые, в свою очередь, представляют собой сущность страсти. Сопоставление с другими мирами подтверждает его правоту. У животных интеллект недостаточно развит для полноценного общения; голодные духи и обитатели ада слишком поглощены своими страданиями; боги и завистливые боги наделены разумом, превосходящим человеческий, но при этом полностью замкнуты на своих собственных переживаниях. И только люди любознательны и эмоциональны, подвержены сторонним влияниям и жаждут общения и взаимодействия. Кроме того, им присущи творческие устремления и идеалистическая тяга к совершенству. Люди отчаянно стараются познать, вовлечь в сферу своего влияния и поставить под контроль всё, что только можно. Научные исследования — это, по существу, страсть к познанию, а художественное творчество — страсть к самовыражению. Страстная жажда общения, любознательность и творческий порыв от начала времён служили движущими силами человеческой эволюции.

Именно эти качества, с буддийской точки зрения, и придают человеческой жизни особую ценность. Человеческая жизнь именуется «драгоценной», ибо из всех шести миров именно в мире людей открываются самые благоприятные возможности для следования Дхарме и достижения просветления. В данном случае речь идёт о физическом воплощении в виде человека, а не о временном состоянии сознания, соответствующем миру людей.


Если страсть становится навязчивой, она вырождается в жажду присвоения, алчность и похоть, что влечёт за собой тяжелейшие из страданий, которым подвержены обитатели мира людей: страдания, порождаемые утратой и неспособностью удержать то, что мы любим; страдания, связанные с невозможностью достичь желаемого и необходимостью терпеть то, что нам неприятно; и, наконец, страдания, сопряжённые с болью и смертью, — последствия привязанности к телу и к идее «я». При этом Трунгпа Ринпоче однажды заметил, что «миру людей гордыня, видимо, присуща в меньшей степени, чем любому другому миру» . Он пояснил, что под гордыней здесь понимает самодовольство и самоуспокоенность.

Однако гордыня может проявляться и в других формах. Она с лёгкостью оборачивается высокомерием и заносчивостью — качествами, нередко ложащимися в основу отношений человека с другими живыми существами, особенно с животными. Судя по всему, эта разновидность гордыни — сугубо человеческая характеристика, не свойственная обитателям других миров. По существу, её следовало бы признать главным фактором человеческой эволюции, ибо только врождённое высокомерие в сочетании со страстной любознательностью и творческими устремлениями позволило человечеству до такой степени подчинить себе природный мир. В санскрите слово "мана", означающее «гордыня», родственно словам, означающим «ум» и «человек».

Помимо того, что весь мир людей возникает под знаком страсти, среди нас все люди также делятся преимущественно на типы, принадлежащие к тому или иному семейству Будд по своему потенциалу и качествам. Сегодня мы рассмотрим качества людей Рода Падма)).

Будда Амитабха

Владыка Будда-семейства Лотоса, Амитабха, выражает абсолютную любовь и сострадание, присущие пробужденному состоянию; символ этого рода — красный лотос, элемент — огонь, а «яд», который надлежит преобразовать в любовь, - всепоглощающий жар страсти. Любопытно, что слово "рага", которым на санскрите именуется страсть, в своём основном значении переводится как «цвет», в первую очередь — «красный цвет». Кроме того, им обозначается один из музыкальных ладов (ведь музыка лучше прочих искусств способна передавать всевозможные «цвета» и оттенки эмоций). И, наконец, это же слово может переводиться как «любовь», «похоть», «желание» или «страсть».

В позитивном варианте личность типа Падмы (лотоса) исполнена душевного тепла и энтузиазма, любви и симпатии к людям; она сексуально привлекательна, чувственна и притягательна, ценит красоту и чувственные удовольствия, но при этом от природы склонна к состраданию, способна чувствовать чужую боль и стремится заключить весь мир в свои объятия. Энергия Падмы присутствует не только в эротической любви: сияние Падмы исходит, например, и от матери с младенцем, и от человека, ухаживающего за больным другом. У религиозных людей это качество проявляется в форме глубокой набожности.

В негативном варианте тип Падмы принимает форму алчности и захватнических устремлений, подобно жадному пламени, пожирающему всё без разбора. Человек этого типа неумерен в своих желаниях и не понимает, когда следует остановиться. К людям и вещам он относится по-собственнически. В личных отношениях такой человек может быть чересчур эмоциональным, сентиментальным и привязчивым. В другом варианте личность типа Падмы опьяняется собственной соблазнительностью и привлекает к себе влюблённых только для того, чтобы злоупотребить их чувствами или извлечь из них какую-то пользу, а затем бросить.

Качества Амитабхи делают членов его рода чрезвычайно любознательными и внимательными ко всем мелочам жизни; но, удовлетворив первое любопытство, они нередко теряют интерес к предмету и не пытаются проникнуть в его истинный смысл. Иногда таких людей глубоко волнует и вдохновляет красота религиозного искусства и ритуалов, но им кажется, что этого вполне достаточно, и понять подлинный духовный смысл религиозных церемоний им так и не удаётся. Они склонны придавать значение только поверхностному блеску и, вместе с тем, способны с успехом игнорировать всё неприятное.

Время суток Падмы — вечер, когда мир окрашивается багряным закатным светом, а мысли обретают романтический оттенок. Это время, когда люди отдыхают в кругу семьи, когда друзья собираются для совместных развлечений, а влюблённые приходят на свидания. Время года Падмы — весна во всей её соблазнительной юной красе, со всеми её щедрыми обещаниями. В индийской мифологии бог весны — вечный спутник бога любви...

Авалокитешвара ануттара-тантр - Гьялва Гьяцо

Огонь, энергия страсти не только обжигает, но и дарит тепло, поддерживающее нашу жизнь, и свет, озаряющий нам дорогу. В «яд» их превращает привязанность к идее неизменного и постоянного «я». При внимательном рассмотрении качеств рода Падма становится совершенно ясно, что просто отвергнуть «пять ядов» невозможно — их следует преобразовать в знание и мудрость путём постижения их истинной природы.

Мудрость, олицетворённую Амитабхой, обычно называют "различающей всё по отдельности". Она связана со скандхой восприятия, благодаря которой мы можем распознавать, называть и запоминать все объекты, воспринимаемые органами чувств. Этот тип знания — признание многообразия в единстве. У будд и бодхисаттв он проявляется как мудрость, позволяющая им понимать точку зрения различных живых существ, чтобы помочь каждому отдельному существу выбрать тот способ, который наилучшим образом соответствует его характеру и склонностям.

_JMcErm0uMA[1] (460x604, 111Kb)
Курукулле, янгтер Джамьянга Кхьенце Вангпо

Мудрость различения (праджня) помогает преобразовать и очистить захватническую природу «яда» страсти. В самой грубой своей форме страсть — это просто стремление к обладанию. Пробужденное сознание при виде объектов не переживает желания "схватить", его внимание не прерывается, схваченное петлёй вожделения, но продолжается - в свободном переживании познания объектов. Оно способно наслаждаться, не привязываясь. Оно не искажает мир желанием иметь его, он и так есть)), и такое сознание просто позволяет всему быть, как есть.

Желание и привязанность коренятся в двойственности, но питаются стремлением к единству и страстной мечтой о преодолении одиночества, на которое обрекают нас отчуждённость и разделённость.

Мудрость различения, напротив, рождена недвойственностью, а потому позволяет нам спокойно наслаждаться мнимой разделённостью и играть свою роль во всеобщем танце многообразия. Очищенная прозрением, импульсивность страсти превращается в искренний интерес и со-участие.

Без желания и страсти мы не могли бы стремиться к просветлению, не стало бы возможным распространение Дхармы. А, как известно, она распространяется с помощью речи. Поэтому Амитабха символизирует священную Речь Будд, которая неизменно правдива. Общение рождается из страсти, из тяги к другим людям, из взаимодействия между людьми. Личность типа Падмы обладает исключительными способностями к общению. Как для всех нас притягательно тепло огня, так и качества этого рода чрезвычайно привлекательны для всех людей.

Использованы материалы лекций Чогьяма Трунгпы Ринпоче

  • 1
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Ты мне уже говорила, что не можешь отличить мои слова по стилю от слов Трунгпы. Ну, чо? Прыгаю от радости, что ли.... (((( сорри, плохо себя чувствую.

(Deleted comment)
Та ладно (вяло отмахивается лапой)... Не я нужен, а то, что я делаю, да и то переживёте...

А можно как-то помочь? Может, какое-то лекарство или как-то еще?

Нужнее, как всегда, просто деньги((...

Извините, пищу на адрес nandzed@livejournal.com (3 раза) и мне письмо возвращается. Не могли бы Вы мне отправить пустой мейл на baygush@list.ru, тогда бы я знала, что мейл работает.

(Deleted comment)
Так было всегда.

господи! ну теперь понятно. я то глупый думал у всех та. что они думаю, любовь ищут, убогие, неужто обессилели совсем. это ж просто, обнял - и вот она, любовь... а это вот так..
ну про желание обладания вообще мощно. перед работой успел прочесть учитель, и честно, знаете, честно ходил и практиковал. только, понимаете, учитель, господь он изощряется надо мной, совсем как то садистки. понимаете, я вот совсем может ходил и отказался от желания обладания, понимаете? прихоожу на работу а там заказчица (не надо смеяться, грешно это), заказчица в необычное время с работы пришла, вся в розовом атласе, платье на ночнушку похоже, и время похоже самое то, потому что этот запах... понимаете, я же весь в обострённых от реальности чувствах хожу, и запахи очень чувствую, а тут запах... вы понимаете, я и не думал, вообще думать не думал об обладании!
это вроде как отражение, понимаете, если огонь на плите включить, чайник же закипает!
но я помнил статью, честно! поэтому трансформировал пар в мудрость и во всё такое, мне по роду свойственное.
опишу во што: огромные, сияющие теплотой и любовью, глаза. добрая лёгкая улыбка, свободное дыхание. бодрость, поддержка и успокоение в голосе...чиллаут и огонь на ментальном уровне...
наше прощание (мне повезло и она уходила), было похоже на пионерскую клятву, я боюсь представить
даже в каком состоянии было её серое вещество, надеюсь не в очень травмированном )
надеюсь до свадьбы дело не дойдёт... мне нужно больше читать драгоценного, больше. :

  • 1