?

Log in

No account? Create an account

Нешёлковый путь

Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию

Previous Entry Share Flag Next Entry
Иранский Митра и бонский Шенлха Одкар. И другие параллели...
nandzed
"М и т р а. В индо-иранской, а также и в древней иранской религии Ахурамазде сопутствует Митра — божество дневного света. В «Биографии Шенраба» в разделах, касающихся Ирана-Элама, на втором месте после Ахурамазды стоит Бог-жрец Белый (то есть дневной) Свет (Шенлха Одкар - тиб.). Учитывая, что икон, изображающих Бога Белый Свет, пока не обнаружено, мы обратимся к изображению Шенраба Миво, который считается воплощением этого божества".

Хочу здесь вторгнуться в текст Бориса Кузнецова, поскольку в наше время можно представить изображения Шенлха Одкара:

shelha_okar_th.jpg
Шенлха Одкар


Тем не менее, продолжим в логике автора: "Шенраб изображается сидящим, скрестив ноги, на троне, на нем коротенькая юбочка, тело обнажено, цвет кожи — голубой. На голове у него зубчатая корона, а в правой руке ритуальный трехгранный кинжал, рукоять которого сильно вытянута, так что по внешнему виду этот нож больше похож на скипетр, чем на орудие убийства. Ниже трона, на котором восседает Шенраб, нарисован диск с восемью лучами, который символизирует сияющее солнце.

Photobucket

В тексте «Биографии Шенраба» говорится о том, что бык является троном бога Белый Свет. На изображениях Митры, которые дошли до нас во множестве от эпохи Римской империи, часто можно видеть повторяющийся сюжет: Митра в коротенькой юбочке, на голове у него зубчатая корона, ритуальным трехгранным кинжалом он закалывает жертвенного быка. И бог Белый Свет называется бог-жрец (шен-лха), причем слово «жрец» имело в древнем Тибете вполне конкретное значение. Основной функцией этого лица было закалывать кинжалом жертвенное животное.


Бог-жрец Митра

Представляется очевидным, что костюм Шенраба не для тибетского климата. Более того, ни тибетцы, ни их соседи юбок, разумеется, не носили и не носят. Исключение составляли бонские жрецы, которые носили юбки, надевая их поверх обычного тибетского костюма. Впоследствии эта деталь одежды была заимствована тибетскими монахами-буддистами у бонских жрецов: на родине буддизма, в Индии, одежда монаха состояла из длинного куска материи, которую он накручивал на себя.




Тибетские буддисты заимствовали у бонцев также ритуальный трехгранный кинжал, который вошел в реквизит тибетских буддистов тантрийского толка, связанного с магией. Во время мистических обрядов этот кинжал служил для подавления злых духов. И последняя деталь, которую стоит отметить. Короны любого типа в Тибете и в соседних с ним странах никогда и никем не носились. Но короны в виде узкого обруча с зубцами были обычным украшением как у ахеменидских царей, так и у некоторых иранских божеств: Ахурамазды, Митры". (Борис Кузнецов)

Пехар (Сита-Брахма)

В средневековых тибетских памятниках бог Белый Свет упоминается также и под своим иранским именем — Митра, которое сохранилось в двух фонетических вариантах, в том числе как "Пехар". Этот вариант имени является более поздним и восходит к среднеперсидскому языку (ср. персидское Михр). Именно под этим именем это популярнейшее в Тибете божество почитается до сих пор. Его зовут Пехар или Белый Брахма, он считается Защитником Дхармы, приведённым к клятве Гуру Падмасамбхавой. Таковы извилистые пути нисхождения с Небес.


  • 1
Ищу источник этого датского изображения Шенраба. не подскажите?


Нашел. Это новодел из обложки некоего итальянского эзотерика, якобы посвященного в бон-по
Валентино Компасси «Perle dal Tibet» (2005).


Он просто использовал рисунок в оформлениии обложки.

И почему "якобы", из чего сделан вывод?

  • 1