Нешёлковый путь

Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию

Previous Entry Share Next Entry
О бодхисаттвах и джатисаттвах
nandzed


Не раз сталкивался с точкой зрения, что бодхисаттва - это любой, обладающий Устремлением. Я возражал, на что мне говорили - "ты придерживаешься точки зрения тибетцев, а в Китае считается так". Так вот...


Этот термин часто ошибочно применяется ко всем людям, стремящимся развить бодхичитту – желание достичь состояния будды для освобождения всех живых существ от страданий. Однако в Сардхадвисахасрика праджняпарамита сутре Бхагаваном было разъяснено, что термин "бодхисаттва" может быть применён только к существу, реализовавшему определённый уровень осознавания первую бхуми (землю бодхисаттвы), а до этого момента его называют "джатисаттва". Это учение разъясняется в трактате Нагарджуны "Праджня. Основы мадхъямики" и в трактате Чандракирти "Мадхьямикаватара".

"В соответствии со сказанным в Ваджрашекхара-йога-тантре, есть три вида саттвы... Третий наивысшее сознание под названием "бодхи-саттва", лишённое всяческой робости, вышедшее за пределы всевозможных развлекательных умопостроений. В нём полное добро, чистая белизна и нежная утончённость; значение его ни с чем не сравнимо. Это восхитительное сердце, исходная сущность рождённых существ. С ним становятся способными терпеливо вступать на Путь, практиковать радостные обеты, становиться твёрдыми и непоколебимыми, потому и называется оно "многое связывающей просветлённостью". В соответствии с ним среди людей производятся самые умелые действия, обращающие всех рождённых существ, отсюда и название "махасаттва".


Тот, кто породил сознание пробуждения, какое бы место он ни занимал в обществе, каким бы неказистым ни выглядел, каким бы ни был неграмотным или необразованным, - является сыном Будды, как и сказано в “Бодхичарьяаватаре”: некрасивый, неграмотный, не обладающий никакими внешними качествами человек, породивший сознание пробуждения, - сын Будды.

Вот почему учителя, несмотря на советы о работе с обстоятельствами, говорят, что общество и практики ваджраяны идут в разных направлениях. Они могут пересекаться при этом как угодно, практики могут быть в каком угодно качестве, но суть дела от этого не меняется. Именно об этом говорит выражение "как угодно")) - здесь нет социальных идеалов. Их не создают и не поддерживают, так как это противоречит тому самому принципу работы с обстоятельствами, которые возникают так или иначе.

Не нужно мучительно серьёзно освобождаться, хотя иногда формула 4-х Безмерных составляющих бодхичитты может показаться весьма драматичной - со всеми этими "навсегда" и "никогда". Но вот Первый Панчен-лама Лобсанг Чокьи Гьялцен выражал эту формулу так)):

Не желаем ни малейшего страдания,
Никогда не знаем меры в наслаждениях,
В этом нет никакого различия между другими и мною.


Все прекрасно знают, что если подходить к зарождению мысли бодхи лапидарно, то есть придавать этой мысли качества крайностей существования и несуществованья, то мы должны признать несколько изъянов - конечность целеполагания и невозможность достижения цели)).Существа и миры безмерны, и ни один из Будд до сих пор не говорил об исчерпаемости намерения помощи живым существам, иначе оно не может быть запредельным. Иначе это деяние не будет слито с запредельной мудростью и будет мирским, двойственным. То есть не ведущим к освобождению существ.

Немирское намерение бодхи исполнимо, но безмерно. Однако бесконечность бодхи не тянется, однажды начавшись и затем пытаясь восполнять самоё себя. Бодхи, находясь за пределами крайностей возникновения и завершения, пребывает в бесконечной потенциальности, всегда готовой к проявлению соответствующих обстоятельств. Более того - все условия и вторичные причины для спасения существ неразрывны с бодхи. Грубо говоря, эту нитку не нужно трудиться вставлять в игольное ухо - она всегда там.

........................

Бодхисаттва не порождает ни формы, ни ощущения,
Ни восприятия, ни состояния сознания,
Он не прибегает к ним зачем-либо
И, созерцая нерождённое, обретает истинный покой ума.

Таким образом обретший покой истины бодхисаттва,
Его постижение заверены Буддами прошлого.
Он не порождает мнения "Я сосредоточен" или "Я вышел из самадхи".
Почему? Потому что постиг природу дхарм.

Он постигает возникновение и исчезновение как совместное.
И все же он не схватывает дхармы, которым он следует;
Это следование он мудро знает как не-следование,
Это его практика мудрости, высшего совершенства.

То, что не существует, является несуществующим;
Но глупец , воображая это несуществующее,
Как будто делает реальным существование и несуществование,
Хотя оба они не имеют сущности.

Тот, кто здесь, знает пять скандх как подобные Майе
И не считает Майю одним, а скандхи другим,
Свободен от восприятия множественности, следует умиротворению ;
Таково следование Мудрости – высшей Парамите.

"Строфы о драгоценных качествах запредельной мудрости",
перевод, предисловие и комментарии - Алексей Васильев

?

Log in

No account? Create an account